Меню в шапке
Маркетинговое исследование Последняя миля в логистике для интернет-магазинов 2021
Data Insight публикует исследование «Последняя миля для интернет-торговли» — при поддержке генерального партнера Прямиком и партнеров исследования Boxberry, DHL, Pickpoint, Почта России и Сберлогистики. Последняя миля — заключительный этап логистической цепи: доставка товара непосредственно до конечного покупателя. От качества доставки во многом зависит лояльность покупателя и его возможные повторные покупки, поэтому логисты и интернет-магазины стараются максимально вкладываться в развитие последней мили: развивают новые методы и схемы доставки, идут на коллаборации и развивают IT.
Основные результаты
- По оценке Data Insight, в первом квартале 2021 на рынке электронной коммерции было доставлено 290 миллионов посылок.
- В первом квартале 2021 доля собственных служб доставки магазинов выросла на 7 п.п. — 71% по сравнению с 64% в первом квартале 2020 года. В первую очередь этот рост обеспечивается маркетплейсами Ozon и Wilberries.
- По доле заказов и продаж в 2020 году с большим отрывом ожидаемо лидируют Москва и Московская область — суммарно на них приходится 33% всех российских заказов и покупок.
- В 69 регионах из 85 средний чек в 2020 году был ниже показателей 2019 года.
- Процессы, связанные с последней милей, усложняются. Курьерские службы вынуждены брать на себя новые задачи и заниматься дополнительными направлениями деятельности.
- В 2020 году вырос спрос на срочную доставку. Это привело к появлению и быстрому развитию новых моделей доставки — доставка в ограниченном радиусе через сеть дарксторов и доставка по клику.
Задать вопрос про исследование
Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже
Ключевые выводы: посылки, средний чек, география
Основные выводы
В первом квартале 2021 года покупатели, пользующиеся услугами интернет-магазинов, получили 290 млн посылок. Если сравнивать с показателями за тот же период 2020 года, прирост составил 56 %. При доставке покупок 71 % пришелся на собственные службы магазинов.
Рост всех показателей прежде всего обеспечивают маркетплейсы Ozon и Wildberries.
В 2020 году по числу интернет-заказов и продаж лидировали жители Москвы и Московской области, на которые пришлось 33 % от покупок по стране. В этом же регионе лучше всего развита доставка посылок «до двери».
Процессы, связанные с последней милей, становятся все более затрудненными.
Сервисам доставки приходится расширять перечень выполняемых задач и вести деятельность в нескольких направлениях. Среди основных целей — постоянное развитие логистической инфраструктуры, расширение списка дополнительных услуг и активная работа с IT-сектором.
В 2020 году аналитики Data Insight отметили рост спроса на доставку посылок, осуществляемую в короткие сроки. Это привело к появлению новых способов доставки с использованием дарксторов и возможности получить посылку в один клик.
Продавцы и курьерские службы стараются внедриться в офлайн-сектор — открывают склады, работают с ПВЗ и дарксторами.
Чаще всего покупатели, оформляющие онлайн-заказы, предпочитают получать их в ПВЗ и постаматах. Такие способы стоят дешевле, чем доставка товаров курьером «до двери».
Эксперты Data Insight смогли определить основные требования ритейлеров к партнерам по логистике:
- адаптация к изменениям ситуации;
- скорость работы и пунктуальность;
- наличие большого количества дополнительных услуг, к примеру, частичного возврата или примерки;
- работа в большом числе регионов;
- грамотное представление бренда онлайн-магазина.
Использованные источники
В исследовании, проведенном Data Insight, были использованы следующие источники данных:
- база данных логистических компаний, которые оказывают услуги последней мили. Кроме данных Data Insight, была использована информация, полученная от курьерских служб «Курьерофф» и Shopolog. Дополнительно использовались сведения специализированных ресурсов — «Логист», New Retail. Базы данных позволяют оценить размер сегмента и особенности игроков рынка, а также проанализировать ценообразование. В исследуемую базу вошли 119 курьерских служб;
- получение экспертного мнения. Представители курьерских служб и магазинов помогли выделить ключевые тренды сегмента и проблемы с организацией последней мили;
- открытые тарифы на доставку, опубликованные самими компаниями, которые позволяют сравнить их между собой. Важно помнить, что в тарифных планах не отображаются скидки. Также следует учитывать постоянные изменения стоимости тех или иных услуг;
- анкеты, заполненные представителями логистических служб. В анкеты были включены вопросы о количестве выполняемых заказов, числе сотрудников и машин, о том, как именно организована доставка, о ценообразовании. На основе этих данных были созданы 24 карточки курьерских компаний.