Маркетинговое исследование Самовывоз из ПВЗ и постаматов 2022

Скачать исследование:

Исследование, проведенное аналитиками Data Insight, посвящено способу доставки заказов из интернет-магазинов, который остается популярным в течение долгого времени — самовывозу. Оценка специалистов показывает, что в 2021 году 82% посылок были доставлены именно самовывозом.

Ключевые данные

Самовывоз — наиболее востребованный способ получения посылок у всех категорий покупателей, проживающих в разных населенных пунктах по всей стране. Он остался популярным и после событий 2022 года.

Большинство клиентов интернет-магазинов привыкли забирать заказы в привычных ПВЗ. 43% участников исследования посещают несколько пунктов, в которые приходят товары с разных площадок. 29% выбрали единственную точку.

Причины выбора
Причины выбора

Главный фактор, влияющий на выбор, — удобство расположения ПВЗ. Если у покупателя нет предпочтительного пункта, это может привести к тому, что он оформит заказ в другом, а не в привычном магазине.

Среднее значение — это регулярное использование нескольких ПВЗ от пяти компаний. 55% покупателей используют до семи торговых сетей.
Преимущества сети, имеющие решающее значение для клиента, не зависят от того, насколько он активен и какой покупательский стаж имеет. Удобство расположения и наибольшее количество ПВЗ гораздо более важны. Далее идет положительный опыт от прошлого взаимодействия с сотрудниками точки.
Итог — преимущество имеют торговые сети, отличающиеся максимальным покрытием. Еще один выигрышный вариант — коллаборация нескольких компаний с выдачей заказов в одной точке. К примеру, часто забрать посылки с Ozon и Wildberries можно в одном и том же месте.

Удобством пунктов выдачи заказов менее всего довольны жители столицы. 5% респондентов из Москвы заявили, что удобных точек в городе нет вообще. В других населенных пунктах данный показатель составляет 3%. Так как в Москве находится больше всего ПВЗ, можно сделать вывод, что требования клиентов к удобству возрастают по мере развития сети точек.

Важная часть исследуемой информации — условия доставки. Почти 90% покупателей знают скорость, стоимость и другие параметры доставки в магазинах, услугами которых они пользуются чаще всего. 50% клиентов также отслеживают все изменения.

Если магазин откажется от использования точек сети, предпочитаемых клиентом, 26% из них не будут оформлять заказ и сделают его в другом месте. 17% постараются подобрать компанию, которая доставит товар в один из ПВЗ, входящих в привычную сеть.

Что изменилось в 2022 году

Весной текущего года клиенты онлайн-магазинов заметили повышение цен. 17% из них стали оформлять меньше заказов. 20% покупателей не отметили увеличения стоимости необходимых товаров.

Изменения в 2022 году
Изменения в 2022 году

По каким причинам покупатели не пользуются самовывозом


29% участников опроса рассказали, что они не оформляют доставку заказов самовывозом только по той причине, что не желают тратить время на поход до ПВЗ или постамата. Большая часть респондентов (41%), не использующих эту возможность, заявили, что рядом с их домом попросту нет точек выдачи. Кроме того, их может не быть и во всем населенном пункте (либо они будут находиться очень далеко).

Почему не используется самовывоз
Почему не используется самовывоз

Как способ доставки зависит от стажа покупателя


Клиенты онлайн-магазинов с большим покупательским опытом (от пяти лет) намного чаще пользуются выдачей в ПВЗ, чем, например, на кассах магазинов. Это связано с тем, что такая привычка сложилась еще до того, как последний способ стал распространенным.
Покупатели-новички предпочитают пользоваться постаматами или кассами магазинов. Аналитики Data Insight считают, что с приходом новых клиентов популярность двух последних вариантов будет расти.

Способ доставки и покупательский стаж
Способ доставки и покупательский стаж

Пользователи-новички также часто выбирают доставку посылок почтой. Опытные покупатели на этом варианте останавливаются редко.

Самовывоз с точки зрения магазинов

Представители интернет-магазинов заявляют, что для них самовывоз привлекателен тем, что он обеспечивает максимальное удобство покупателям. Если клиент чувствует себя комфортно, он начинает оформлять больше заказов. Продажи растут, компания начинает увеличивать зону работы своей доставки, и положительное влияние на ее деятельность возрастает еще сильнее.

Доставка в точки самовывоза помогает расширить зону охвата, на карту добавляется все больше новых регионов. Интернет-магазины стремятся становиться доступнее для клиентов из разных уголков страны, чему и способствует развитие сети ПВЗ и постаматов.

Еще один важный момент — таким способом компании могут поддерживать полезные экологические инициативы. Когда посылки привозят в точки самовывоза, объем выбросов в атмосферу сильно сокращается, если сравнивать этот процесс с доставкой курьером.

Публичные исследования, проводимые агентством Data Insight, помогают оценить эффективность разных способов доставки заказов из онлайн-магазинов и сформировать план по их дальнейшему использованию и развитию.

Задать вопрос про исследование

Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже

Еще материалы

Клиенты о нас

Новые исследования