Меню в шапке
Маркетинговое исследование Логистика интернет-торговли Казахстана 2023
Data Insight и Cross Insights при поддержке Яндекс Доставки продолжают цикл исследований интернет-торговли Казахстана – одной из самых интересных и перспективных отраслей на постсоветском пространстве, с точки зрения инвестиционной привлекательности.
Логистика интернет-торговли Казахстана – первое исследование в этой области для рынка Центральной Азии.
Рекомендуем ознакомиться с отчётом:
- Магазинам и селлерам (для понимания ландшафта рынка и выбора сервисных служб);
- Компаниям, планирующим выход на рынок Казахстана (для погружение в специфику рынка);
- Интернет-ритейлерам (для формирования предложения на основе потребительских предпочтений, а также формирование предложения со стороны логистов для интернет-ритейлеров).
В Казахстане самый перспективный в СНГ рынок интернет-торговли, на мой взгляд. У него колоссальный потенциал для динамичного развития, и сейчас отрасль растёт быстрее, чем в соседних странах. Здесь живет около 20 миллионов человек и более 17 из них пользуются интернетом (89%). На этот рынок активно заходят российские продавцы, развиваются местные и зарубежные маркетплейсы. Казахстан входит в таможенный союз, что значительно упрощает логистику между странами и снижает себестоимость перевозок.
Михаил Конев, руководитель направления Boxberry в СНГ
Основные выводы
- Наша оценка рынка логистики для интернет-торговли – 134,9 миллиарда тенге или 20 миллиардов российских рублей по средневзвешенному курсу 2022 года;
- Интернет-торговля Казахстана достаточно молода, однако, во многом уже опережает мировые тренды;
- Kaspi стал ведущим игроком интернет-торговли РК раньше, чем маркетплейсы лидерами отрасли в России;
- В Казахстане продажи в рассрочку уже стали мейнстримом, когда мода на BNPL ещё не пришла в Европу и США;
- Казахстан испытывает определенные инфраструктурные сложности. В Казахстане хорошая ситуация с курьерской доставкой, относительно неплохо с магистралями, а также заметен рост пунктов выдачи заказов, но пока проблема со складами;
- У рынка есть запрос на инвестиции, но локальные игроки пока недостаточно активны, международные – выжидают из-за санкционных и геополитических резонов, и только российские игроки (особенно российские маркетплейсы) начинают активно вкладываться.
Принятые нормы доставки
Казахстан – страна с двумя базовыми моделями доставки. Большую часть заказов доставляют курьеры, чаще день в день, чаще без наложенного платежа, примерки и узких слотов доставки. Другая модель – готовность ждать заказ из другой страны несколько дней или недель. В этом случае заказ получают в ПВЗ, включая отделения Казпочты или «почтовые супермаркеты».
Пользователи в Казахстане привыкли к хорошему сервису, для них очень важна скорость доставки, по ней часто выбирают продавца. При этом организация экспресс-доставки в большом городе сложная задача: необходимо не только обеспечить стабильное наличие исполнителей, но и предложить маршруты с учетом пробок и погоды. Мы оптимизируем этот сложный участок логистики с помощью технологий, чтобы доставка в городе работала более удобно и эффективно, а казахстанские предприниматели могли повышать уровень сервиса для клиентов, запускать новые продукты, растить онлайн-продажи.
Алишер Тунгушбаев, руководитель Яндекс Доставки в Казахстане
Особенности логистики в интернет-торговле Казахстана
- Доставка для интернет-покупателей в Казахстане – нетривиальная задача – огромные расстояния между городами, далеко стоящими друг от друга, в условиях резко-континентального климата с морозной зимой и сильным ветром и жарким засушливым летом. В связи с этим основная задача – доставка товара из того же города, где оформлен заказ, из имеющихся товарных запасов. Складов при этом недостаточно – в дефиците любые площадки, а ставки по аренде высоки;
- В стране много курьерских служб, они плотно конкурируют друг с другом, но очень мало сетей ПВЗ, их покрытие недостаточно, потенциал ПВЗ для увеличения продаж не используется. Соответственно, главной проблемой становится недостаток инвестиций в инфраструктуру – склады и ПВЗ. Сейчас о готовности инвестировать говорят только российские маркетплейсы и в некоторой степени крупные логистические компании России;
- Число игроков в сфере логистики для интернет-торговли кажется большим – много местных игроков, большое число зарубежных для Казахстана компаний, но сегменты рынка сильно отличаются по числу игроков. Виден сильный перекос в сторону курьерских и транспортных компаний. В то же время фулфилмент-операторов мало, складов нет, сетей ПВЗ почти нет;
- Казпочта – игрок рынка, показывающий влияние государства на отрасль. Казпочта, как и другие национальные почтовые операторы, несет нагрузку в виде социальных услуг, менее маневренна в изменении тарифов, вынуждена поддерживать не всегда эффективную инфраструктуру. Несмотря на сложности почтовый оператор реализовал несколько очень интересных решений для интернет-торговли и экспериментировал с партнёрскими пунктами выдачи заказов.
Один из самых острых вопросов логистики в Казахстане – дефицит складов, как по количеству площадок, так и по площади. В Казахстане имеется более 1,3 млн кв. м качественных складских помещений. Доля вакантных площадей – 1%. Это указывает на высокий спрос на качественные помещения и одновременно на ограниченное добавление новых площадей на рынок.
Методика исследования
- Интервью с участниками рынка логистики для eCommerce Казахстана (российскими, казахстанскими и международными);
- Анкетирование игроков рынка для составления профилей логистических компаний, получение данных о компаниях с их сайтов;
- Собственные данные о рынке интернет-торговли Казахстана Data Insight и Cross Insights;
- Открытые данные о рынке электронной коммерции Казахстана и компаниях-логистах для этого рынка.
Реклама. Рекламодатели: ООО «Боксберри софт», ТОО «Яндекс Деливери Кейзет».
Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите нам по почте: coordinator@datainsight.ru, по телефону: +7 (495) 540-59-06 или заполнив форму ниже