Маркетинговое исследование Рынок розничного онлайн-импорта в Россию 2024

Скачать исследование:

В 2023 году объем продаж розничного онлайн-импорта в России составил 313 миллиардов рублей – 3,96% от объема продаж внутрироссийской онлайн-торговли. Число заказов достигло 174 миллионов штук, что составляет 3.38% от общего числа посылок в российской электронной коммерции​.

Data Insight совместно с компанией GBS представляют исследование «Рынок розничного онлайн-импорта в Россию».

Розничный онлайн-импорт – это процесс приобретения товаров для личного пользования покупателями из России через интернет-платформы, находящиеся в других странах за пределами ЕАЭС (включая покупки, сделанные с участием посредников), или российские площадки с «кроссбордерной полкой».

В исследовании мы оцениваем размер рынка, показываем структуру и ключевых игроков, говорим о факторах роста и торможения рынка и рассказываем подробно о том, почему потребители покупают онлайн из за границы, что и с какой частотой они покупают, как выбирают площадку и как оценивают свой опыт.

Также мы говорим о том, зачем ритейлу нужна кроссбордерная полка: ее наличие дает доступ к ушедшим брендам, сокращает дефицит товаров, увеличивает лояльность покупателей – все это без дополнительных издержек.

В каких странах покупают?

  • По нашей оценке, в 2023 году доля китайских заказов в Россию составила 171 миллион штук, что составляет около 98% от общего числа заказов онлайн-импорта.В рублях доля китайских заказов достигла 282 миллиардов рублей, что составляет около 90% от всей суммы заказов онлайн-импорта;
  • По мнению опрошенных нами покупателей из России, Китай является абсолютным лидером среди стран, поставляющих товары в Россию через онлайн-импорт, занимая долю 79% от общего числа доставок. Турция и Германия следуют за ним с долей около 16% и 10%. У Соединённых Штатов - 10%. Другие страны, включая Казахстан и Южную Корею, также заметно присутствуют в этом списке с долей около 9%.

Ключевые игроки розничного онлайн-импорта

1. Интернет-ритейлеры и маркетплейсы с кроссбордерной полкой

  • AliExpress. Это самый важный игрок в онлайн-импорте в Россию в настоящий момент по числу заказов и сумме выручки;
  • Ozon Global. Часть крупного российского маркетплейса Ozon, специализирующаяся на трансграничных покупках. Самый успешный российский пример развития кроссбордерной полки на российских онлайн-площадках;
  • Joom. Онлайн-платформа, предлагающая товары из различных стран. Традиционно высока доля китайских заказов, но площадка постоянно работает над расширением географии.

2. Мейлфорвардеры с витриной

  • Cdek.Shopping. Самый успешный пример мейлфорвардера с витриной товаров с возможностью покупок из Китая, ОАЭ, Турции и других стран;
  • Brandly. Онлайн-платформа, предоставляющая широкий выбор иностранных брендов и товаров, доступных для заказа из России;
  • Shopotam. Мейлфорвардер с витриной, упрощающий процесс покупки и доставки товаров из-за границы;
  • Usmall. Комбинирует функции мейлфорвардера и интернет-магазина, предлагая товары из различных стран с удобной платформой для российских пользователей.

3. Мейлфорвардеры без витрины

Компании типа BXB, Qwintry (Бандеролька), и Litemf.cоm и другие. Эти сервисы покупают товары за границей по указанию потребителя и занимаются их доставкой в Россию.

4. Брокеры и серые посредники

Включают группы в соцсетях, чаты и перепродавцов, например, на платформе Авито. Эти игроки предлагают доступ к эксклюзивным или редко доступным товарам, часто без необходимости совершения международных покупок и сложностей, связанных с международными платежами и доставкой.

5. Сервисы по созданию кроссбордерной полки и таможенные брокеры

  • GBS. Сервис добавления на витрину товаров из-за рубежа под ключ, для магазинов и маркетплейсов (включая таможенные услуги);
  • Юнитрейд. Специализируется на таможенном оформлении и консультациях по вопросам внешней торговли;
  • Танаис Экспресс. Таможенный брокер, оказывающий широкий спектр услуг по растаможиванию товаров​.

Логистические компании и транспортные операторы, работающие в сфере кроссбордера в России

  • Почта России;
  • GBS. Международная логистика и таможенное оформление; сервис по созданию кроссбордерной полки
  • СДЭК (последние несколько лет постоянно увеличивает свою долю доставки онлайн-импорта за счет посылок AliExpress Russia и Cdek.Shopping);
  • «Цайняо» (Cainiao). Логистическая платформа Alibaba, обеспечивающая транспортировку товаров и доставку через сеть постаматов;
  • Boxberry;
  • 5Post (cлужба доставки от X5 Retail Group);
  • Деловые Линии, ПЭК, и КИТ (играют большую роль в магистральной доставке трансграничных отправлений).

Потребители

  • Материальное положение. 40% респондентов, по данным ВЦИОМ, ощутили ухудшение своего финансового состояния за прошедший год, в то время как у 24% опрошенных ситуация улучшилась. Большинство (72%) ожидают рост цен в ближайшие 1–2 месяца, что может привести к потребности в экономии и поиске более доступных товаров​​;
  • Поведение потребителей. Большинство потребителей онлайн-импорта покупают товары для личного использования, и делают это не впервые. Для 86% опрошенных онлайн-покупки за рубежом не являются новинкой; 58% совершили три и более покупки за последние шесть месяцев. Большинство заказов (65%) содержали не более двух предметов​​;
  • Доставка. 75% респондентов сообщили о бесплатной доставке своего последнего заказа. Основным методом доставки были службы доставки, такие как Почта России или СДЭК​​​​;
  • Оплата. Подавляющее большинство (68%) использовали российские банковские карты для своей последней покупки из зарубежных интернет-магазинов, что указывает на доступность традиционных методов оплаты для кроссбордерных покупок​​​​;
  • Проблемы. Опрос Data Insight показал, что основной проблемой для тех, кто сократил свои кроссбордерные покупки, являются сложности с доставкой, включая более длительные сроки ожидания и более высокую стоимость доставки. Такой ответ дали 31% респондентов.

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже

Еще материалы

Клиенты о нас

Новые исследования