Маркетинговое исследование Отраслевой отчет по B2B и B2G онлайн-продажам и закупкам: текущее состояние, объёмы рынка, тренды и прогноз 2025-2030

Скачать исследование:

Аналитическое агентство Data Insight и B2B-РТС представили первое в своем роде исследование российского рынка B2B и B2G онлайн-закупок и продаж.

Отчёт охватывает все ключевые сегменты – закупки по 44-ФЗ, 223-ФЗ, ЗМО, коммерческие ЭТП, отраслевые биржи и B2B-маркетплейсы.

На фоне глубокой цифровизации, стремительного роста B2B eCommerce и трансформации бизнес-моделей в сторону экосистем, исследование становится ключом к современному ландшафту онлайн-закупок и продаж России. Документ содержит актуальные оценки, выявленные тренды и долгосрочные прогнозы до 2030 года, основанные на экономико-математическом моделировании.

Исследование строится на анализе большого массива данных из ЕИС, ведущих ЭТП, отраслевых источников, а также интервью с ключевыми экспертами и участниками рынка. Отдельное внимание уделено закупкам малого объема, автоматизации цепочек снабжения (S2P, SRM), а также влиянию B2C-практик на стандарты B2B-закупок.

Ключевые факты из исследования:

  • Объём рынка B2B/B2G в 2024 году – 65,8 трлн ₽, прогноз к 2030 году – более 150 трлн ₽
  • Включены сегменты: 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП, ЗМО, коммерческие закупки, сырьевые и товарно-сырьевые биржи, маркетплейсы
  • Регулируемые закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП) – 22,98 трлн ₽ в 2024, прогноз – 45,7 трлн ₽ к 2030 году
  • Отражены скрытые зоны рынка, в частности непубличная зона B2B-закупок
  • B2B-маркетплейсы и интернет-магазины – прогноз роста к 2030 году – 2,84 трлн ₽ при среднем темпе 11,4% в год
  • Исследование показывает, как B2C влияет на стандарты B2B-закупок и продаж

Являясь крупнейшим игроком, мы видим устойчивый рост объема B2B и B2G торговли через онлайн-платформы, что обусловлено общей цифровизацией экономики, в том числе благодаря государственной поддержке, а также активным ростом электронной коммерции и изменением потребительских предпочтений. Поэтому прогноз роста оборотов на ИТ-платформах для автоматизации В2В и В2G закупок и продаж – оправдан и реалистичен. Важно отметить, что в электронных закупках также растет количество участников. И если ранее это были крупнейшие компании, то сейчас мы видим активное вовлечение средних и малых. Для участников площадки – это не только снижение затрат и безопасность сделки, но и основной канал сбыта на надежных рынках

Владимир Лишенков, генеральный директор РТС-тендер, входящей в ИТ‑платформу B2B‑РТС

B2B онлайн закупки в России стремительно растут, согласно нашим с DI расчетам всего за пять лет рынок вырастет почти вдвое. Мы видим это не просто как цифры, а как подтверждение глубокой трансформации всей отрасли корпоративного e-commerce. Наша компания стояла у истоков этого рынка и сегодня занимает на нем лидирующие позиции, оставаясь драйвером цифровых изменений. Мы активно инвестируем в развитие эффективных и доступных решений, которые помогают компаниям переходить на новые модели работы. Радует, с какой скоростью идет цифровая трансформация в самых разных отраслях, в компаниях разного профиля и размера – это зрелый, осознанный шаг навстречу эффективности, открытости и устойчивому развитию. Мы уверены, что рынок B2B онлайн закупок продолжит расти, а вместе с ним будут расти и развиваться и его участники

Ольга Громкова, генеральный директор B2B-Center, входящего в ИТ-платформу B2B-РТС

Кому будет полезен отчёт:

  • Государственным заказчикам, регуляторам и корпорациям с госучастием
  • Корпоративным закупщикам и поставщикам решений
  • Бизнесу, работающему в онлайн-торговле на B2B и B2G рынках
  • IT-интеграторам, аналитикам, инвесторам и стратегам

Методика

Исследование основано на комплексном desk research, анализе данных из официальных источников (включая ЕИС, ЦБ РФ и ЭТП), а также экспертных интервью с участниками рынка. Применялись методы картирования участников экосистемы, сравнительного анализа сегментов и экономико-математического моделирования для оценки и прогноза объёмов рынка.

Отчет даёт возможность адаптироваться к регуляторным изменениям и компенсировать дефицит данных.

Это первое в России исследование, в котором не только представлены конкретные числа по рынку B2B онлайн-закупок и продаж, но и впервые определены его общие масштабы и структура по сегментам. Впервые стало ясно: ранее разрозненный рынок начинает осознавать себя как единое пространство с общими задачами — для поставщиков и исполнителей, покупателей и заказчиков. За исследованием стоит масштабная работа: сбор всех доступных открытых источников (и осознание их ограниченности), детальное картирование и сегментация рынка, а также построение экономико-математической модели, позволившей перейти от фрагментарных данных к целостному пониманию отрасли

Сергей Семко, ведущий аналитик Data Insight

О B2B-РТС

B2B-РТС – B2B-РТС объединяет компании РТС-тендер, B2B-Center и ОТС и является крупнейшей российской ИТ-платформой для автоматизации полного цикла цифровых закупок и продаж на B2B и B2G рынках. Реализует проекты в сфере автоматизации закупок, цифровизации контрактных процедур и B2B eCommerce.

 

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполните форму ниже

Еще материалы

Клиенты о нас

Новые исследования