english

Ad hoc исследования

  • Онлайн- и оффлайн-опросы, глубинные интервью
  • Исследования отдельных сегментов
  • Аудит интернет-проектов и консалтинг

Селлеры на российских маркетплейсах

Data Insight представляет исследование «Селлеры на российских маркетплейсах» , посвященное отношению малого и среднего бизнеса к работе с маркетплейсами. В рамках исследования мы опросили российских продавцов пяти крупнейших маркетплейсов: AliExpress, goods, Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет (приводятся в алфавитном порядке). В онлайн-опросе приняли участие 2 360 компаний.

 

 

Скачать презентацию исследования - Селлеры на российских маркетплейсах (pdf, 3 мб)

 

Краткие итоги исследования

 

Для продавцов подобные платформы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж: 89% предпринимателей увеличили свой оборот на маркетплейсах, тогда как через собственный интернет-магазин продажи росли только у 55%. Для половины продавцов, которые работают с маркетплейсами, это основной или даже единственный канал продаж. Наиболее универсальными площадками предприниматели считают AliExpress, Ozon и Wildberries.

 

Около половины продавцов (41%) считают маркетплейсы основным каналом продаж, 14% — единственным. 31% рассматривают площадки в качестве дополнения к другим каналам, а 13% — как эксперимент. Почти половина продавцов маркетплейсов вообще не используют для продаж свой интернет-магазин или сайт (45%). А в офлайне продают еще меньше — лишь 34% предпринимателей из тех, кто уже работает с маркетплейсами.

 

Зачем продавцы идут на маркетплейсы

 

Около 80% продавцов вышли на маркетплейсы, чтобы увеличить аудиторию и продажи, 42% — чтобы расширить географию продаж и выйти в другие регионы, 37% — чтобы повысить узнаваемость товаров. Каждый третий продавец (29%) использовал маркетплейсы, чтобы впервые начать продавать через интернет, а каждый пятый (20%) — чтобы снизить издержки на продажи.

 

Затраты продавцов на работу с маркетплейсами

 

В целом стоимость продаж через маркетплейсы предприниматели считают сопоставимой с другими каналами — с этим согласны 48% опрошенных. Но комиссии маркетплейсов не одинаковы: диапазон составляет 3—22% от завершенной продажи (оплаченной и доставленной покупателю). Самыми низкими продавцы считают комиссии AliExpress: 0% за продажу первых 100 товаров, затем 5 или 8% в зависимости от категории.

 

Работа с несколькими маркетплейсами

 

Аудитории продавцов всех платформ значительно пересекаются: в среднем поставщик ведет торговлю на 2-3 площадках из 5, включенных в исследование. Самая высокая доля уникальных продавцов у Wildberries: в среднем у них 2,6 площадки на селлера. В большей степени используют другие платформы продавцы Яндекс.Маркета и российские продавцы AliExpress – 4 площадки на селлера.

 

«В 2020 году большое количество малых и средних предприятий впервые вышли в онлайн, а более опытные интернет-продавцы расширили каналы продаж за счет размещения на маркетплейсах. В результате прошлый год стал рекордным для площадок и по оборотам, и по росту числа продавцов. Мы прогнозируем, что интерес к маркетплейсам со стороны бизнеса и потребителя не ослабеет, но продавцы, попробовав одни маркетплейсы, станут выходить и на другие, диверсифицируя каналы продаж. В результате стоит ожидать, что поставщики Wildberries и Ozon станут активно выходить на AliExpress, Яндекс.Маркет и goods.ru вследствие тренда и привлеченные новостями о снижении тарифов у AliExpress и Яндекс.Маркета», — комментирует Федор Вирин, партнер компании Data Insight.

 

Рейтинг маркетплейсов по числу продавцов

 

  1. Wildberries — 91 000 продавцов (январь 2021 года)
  2. AliExpress* — 35 000 (январь 2021)
  3. Ozon — 18 000 (сентябрь 2020)
  4. goods.ru — 8 000 (январь 2021)
  5. Яндекс.Маркет — 7 300 (январь 2021)

*Учитываются только российские продавцы платформы.

 

Категорийная специфика

 

Маркетплейсы в целом, по мнению продавцов, больше всего подходят для продажи электроники, товаров для дома и спорта, а отдельные площадки также рассматриваются как целевые для продажи одежды и обуви. AliExpress, Ozon и Wildberries воспринимаются как наиболее универсальные маркетплейсы.
Большинство продавцов отметили рост продаж на маркетплейсах в 2020 году — 89%. В некоторых категориях рост заметили еще больше поставщиков: в косметике, парфюмерии и зоотоварах — 96%, в электронике, бытовой технике и товарах для спорта — 94%, в товарах для дома и дачи — 93%, в продуктах питания — 91%.

 

На каких маркетплейсах, по мнению продавцов, лучше продавать товары разных категорий

 

  • Товары для дома и дачи: AliExpress (65%), Ozon (65%), Wildberries (61%)
  • Одежда, обувь и аксессуары: Wildberries (81%), AliExpress (50%)
  • Товары для спорта: Wildberries (58%), AliExpress (55%), Ozon (50%)
  • Электроника и техника: Яндекс.Маркет (70%), AliExpress (69%), goods.ru (66%), Ozon (66%)
  • Косметика: Wildberries (63%), Ozon (45%)
  • Автотовары: AliExpress (47%), Ozon (43%), goods.ru (42%)

*Указаны площадки, набравшие значимо больший процент голосов продавцов в каждой из категории товаров.

 

Брендинг, реклама и коммуникации

 

Лучшие возможности для брендинга, по мнению продавцов, предлагает AliExpress: 64% продавцов отметили, что им хватает возможностей брендинга на платформе. Далее идет Ozon: 60% продавцов оценили возможности для брендинга как достаточные. В то же время Ozon получил лучшую оценку рекламного инструментария платформы: 6,2 балла из 10 возможных. Работой службы поддержки продавцов и качеством инструкций больше всего довольны поставщики Яндекс.Маркета и AliExpress (6,9 и 6,8 баллов по 10-балльной шкале). Дальше идут goods.ru (6,5), Wildberries (6,3) и Ozon (5 баллов).

 

Об исследовании

 

Онлайн-опрос российских продавцов и брендов, занимающихся продажами и продвижением товаров на торговых интернет-платформах, проводился в сентябре 2020 года. В опросе приняли участие 2360 компаний. Представители компаний самостоятельно заполняли стандартизованную анкету.
Дополнительно проводилось кабинетное исследование: сбор данных об условиях торговых платформ для продавцов в открытых источниках, запрос данных у торговых платформ, анализ медиа-китов.

Новости

19 февраля 2021  Data Insight публикует исследование "Селлеры на российских маркетплейсах", посвященное работе малого и среднего бизнеса с маркетплейсами.

 

09 февраля 2021  В декабре 2020 мы завершили исследование "Рейтинг омниканальности российских ритейлеров". Сегодня мы публикуем сравнительный анализ нашего рейтинга и американского "2020 Top 100 Omnichannel Retailers", показывающий отличия в подходе ритейлеров двух стран.

 

08 февраля 2021  Data Insight и компания RBK.money публикуют результаты исследования «Генденрные праздники: влияние на платежное поведение покупателей», посвящённого поведению россиян при покупке подарков к 14 и 23 февраля и 8 марта.

 

01 февраля 2021  Data Insight и RBK.Money провели совместное исследование онлайн-платежей в интернет-торговле (сегменты: телеком и ЖКХ, финтех-компании, доски объявлений и маркетплейсы, профессиональные услуги, такси)

 

28 января 2021  Data Insight публикует итоговый отчёт по рынку логистики - "Логистика для электронной торговли 2020", при поддержке генерального партнера исследования - IML, а также партнеров исследования - 5post, Arvato, Boxberry, Dalli, PickPoint, PIM Solutions, Яндекс Маршрутизация

 

29 декабря 2020  Опубликован отчет "IAB Russia Digital Advertisers Barometer - 2020", подготовленный специально для IAB Russia

 

21 декабря 2020  Data Insight и RBK.Money провели совместное исследование онлайн-платежей в интернет-торговле (сегменты: интернет-магазины, доставка еды, туризм, продажи билетов на транспорт)

 

18 декабря 2020  eBay и исследовательское агентство Data Insight провели совместное исследование развития рынка розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2020

 

10 декабря 2020  Data Insight и компания RBK.money публикуют результаты исследования «Влияние Нового года на платежное поведение покупателей», посвящённого поведению россиян при покупке новогодних подарков.

 

03 декабря 2020 Data Insight при поддержке партнеров Арвато Рус, eSolutions, ExpressRMS, IML, Inventive ecommerce, ЛТ менеджмент, Pony express, ПЭК, Tempoline публикует четвёртый выпуск регулярного исследования о фулфилменте.

 

01 декабря 2020 Data Insight и AWG исследовали покупательский опыт на российских онлайн-площадках и представляют вам результаты исследования - рейтинг омниканальности российского ритейла

 

Архив новостей

 

Подписка на новости Data Insight

 

ООО "Дейта Инсайт", ОГРН 5107746064806