Меню в шапке
Маркетинговое исследование Российский рынок услуг в 2021 году: самозанятые и микробизнес
Об исследовании
В феврале — мае 2022 года Data Insight совместно с Авито провели очередное ежегодное исследование сегмента микробизнеса на рынке услуг России. Цель исследования – оценка объемов рынка, его динамики, основных показателей: долей различных сегментов, регионов России, описание портретов провайдеров услуг и их клиентов, использования каналов привлечения заказов, включая онлайн.
Микробизнес определен в исследовании как провайдеры услуг со штатом до 15 человек включительно, включая исполнителей, работающих в одиночку в качестве самозанятых лиц. Рынок услуг определен следующим списком категорий: ремонт жилья, строительство и благоустройство, ремонт техники, ремонт и обслуживание автомобилей, услуги в сфере “Красота и здоровье”, “Перевозки и курьеры”, IT, деловые услуги, обучение, организация праздников, бытовые услуги, уход за животными, производство на заказ, вывоз мусора, услуги аренды.
Методика
Оценки объема рынка сделаны Data Insight на основе данных проведенных опросов и данных Росстата о размере населения страны.
Опросы в составе исследования:
- Репрезентативный телефонный опрос с использованием технологии CATI, 1 600 интервью в феврале 2022 года
- Онлайн-опрос исполнителей услуг: панельный опрос и опрос методом поточной выборки 50/50, 2 091 интервью в марте 2022 года
- Онлайн-опрос методом анкетирования по базе партнеров Авито, у которых за 12 месяцев, предшествовавших опросу, было хотя бы 1 активное объявление об оказании услуг, 9 672 анкеты в марте 2022 года
- Дополнительный онлайн-опрос исполнителей услуг: панельный опрос, 1 046 интервью в мае 2022 года
Основные выводы
- Проведенное исследование показало, что количество занятых в сегменте микробизнеса провайдеров услуг выросло за год с 4,1 млн до 4,5 млн при уменьшении среднего размера штата. Также до 2,6 млрд в год выросло количество заказов на рынке при снижении среднего чека.
- Значение интернета для получения новых заказов растет. В 2021 году на долю онлайн-каналов привлечения заказов пришлось 45% всего объема заказов в сфере услуг, выполняемых микрокомпаниями и самозанятыми. К маю из-за ухода с российского рынка Instagram и Facebook доля онлайн-заказов снизилась, а роль постоянных клиентов и офлайна вновь возросла. Провайдеры услуг ищут новые онлайн-каналы.
По состоянию на май 2022 года 70% провайдеров используют хотя бы один онлайн-канал привлечения заказов. Основные каналы: сайты объявлений и социальные сети. Социальные сети используют 39% провайдеров, тратя на них в среднем 24% своих рекламных расходов. Сайты объявлений использует 38% провайдеров, траты в апреле-мае — 37% рекламных расходов.
- Авито – основная онлайн-площадка по использованию провайдерами услуг, а доля Авито в онлайн-заказах достигла 29%. Мы наблюдаем концентрацию онлайн-рынка услуг. На 8 ключевых площадок в 2020 году приходилось 84% онлайн-заказов, в 2021 году – уже 89%. ТОП3 по доле в онлайн-заказах в 2021 году: Авито (29%), Instagram (18%), ВКонтакте (13%).
В мае 2022 года рейтинг площадок по доле привлеченных заказов изменился. Теперь ТОП3 составляют Авито (31% онлайн-заказов), ВКонтакте (15%), свой сайт провайдера (13%).
ТОП3 площадок по доле онлайн-выручки провайдеров в 2021 году: Авито (29%), свой сайт провайдера (15%), ВКонтакте (13%).
Состав исследования
Рынок услуг
- Количество работающих на рынке исполнителей
- Распределение исполнителей по категориям услуг
- Количество провайдеров услуг, их распределение на коллективы и одиночек
- Распределение оборота рынка по категориям услуг, 2020 и 2021 гг.
- Распределение заказов по категориям услуг, 2020 и 2021 гг.
- Рейтинг самых заказываемых услуг
Провайдеры и исполнители услуг
- Размер штата у провайдеров услуг
- Стаж присутствия в интернете, 2020 и 2021 гг.
- Организационно-правовая форма провайдеров услуг
- Социально-демографический портрет исполнителей услуг
Портрет заказчика услуг
- Частные лица, компании и госпредприятия как заказчики
- Распределение объема заказов по типам клиентов
Привлечение заказов
- Каналы привлечения заказов, 2020 и 2021 гг.
- Распределение заказов по источникам (повторные, новые онлайн, новые оффлайн)
- Обеспеченность заказами, 2021 г.
- Использование платных каналов привлечения (типы каналов)
- Сплит рекламных расходов по каналам привлечения
- Использование онлайн-площадок провайдерами услуг, 2017–2021
- Распределение онлайн-заказов по ключевым площадкам привлечения
- Распределение выручки от онлайн-заказов по ключевым площадкам привлечения
- Использование Авито провайдерами разных сегментов рынка услуг
Операционная деятельность
- Необходимые вводные для формирования стоимости заказа
- Способ расчета стоимости услуг для клиента
- Способы оформления взаимоотношений с клиентом
- Способы получения оплаты за услуги
- Хранение информации о клиентах и заказах
Рынок услуг в регионах
- Распределение исполнителей услуг по регионам
- Распределение заказов по макрорегионам
Задать вопрос про исследование
Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже