Маркетинговое исследование Российский рынок услуг в 2021 году: самозанятые и микробизнес

Скачать исследование:

Об исследовании

В феврале — мае 2022 года Data Insight совместно с Авито провели очередное ежегодное исследование сегмента микробизнеса на рынке услуг России. Цель исследования – оценка объемов рынка, его динамики, основных показателей: долей различных сегментов, регионов России, описание портретов провайдеров услуг и их клиентов, использования каналов привлечения заказов, включая онлайн.

Микробизнес определен в исследовании как провайдеры услуг со штатом до 15 человек включительно, включая исполнителей, работающих в одиночку в качестве самозанятых лиц. Рынок услуг определен следующим списком категорий: ремонт жилья, строительство и благоустройство, ремонт техники, ремонт и обслуживание автомобилей, услуги в сфере “Красота и здоровье”, “Перевозки и курьеры”, IT, деловые услуги, обучение, организация праздников, бытовые услуги, уход за животными, производство на заказ, вывоз мусора, услуги аренды.

Методика

Оценки объема рынка сделаны Data Insight на основе данных проведенных опросов и данных Росстата о размере населения страны.

Опросы в составе исследования:

  • Репрезентативный телефонный опрос с использованием технологии CATI, 1 600 интервью в феврале 2022 года
  • Онлайн-опрос исполнителей услуг: панельный опрос и опрос методом поточной выборки 50/50, 2 091 интервью в марте 2022 года
  • Онлайн-опрос методом анкетирования по базе партнеров Авито, у которых за 12 месяцев, предшествовавших опросу, было хотя бы 1 активное объявление об оказании услуг, 9 672 анкеты в марте 2022 года
  • Дополнительный онлайн-опрос исполнителей услуг: панельный опрос, 1 046 интервью в мае 2022 года

Основные выводы

  1. Проведенное исследование показало, что количество занятых в сегменте микробизнеса провайдеров услуг выросло за год с 4,1 млн до 4,5 млн при уменьшении среднего размера штата. Также до 2,6 млрд в год выросло количество заказов на рынке при снижении среднего чека. 
  2. Значение интернета для получения новых заказов растет. В 2021 году на долю онлайн-каналов привлечения заказов пришлось 45% всего объема заказов в сфере услуг, выполняемых микрокомпаниями и самозанятыми. К маю из-за ухода с российского рынка Instagram и Facebook доля онлайн-заказов снизилась, а роль постоянных клиентов и офлайна вновь возросла. Провайдеры услуг ищут новые онлайн-каналы.

По состоянию на май 2022 года 70% провайдеров используют хотя бы один онлайн-канал привлечения заказов. Основные каналы: сайты объявлений и социальные сети. Социальные сети используют 39% провайдеров, тратя на них в среднем 24% своих рекламных расходов. Сайты объявлений использует 38% провайдеров, траты в апреле-мае — 37% рекламных расходов.

  1. Авито – основная онлайн-площадка по использованию провайдерами услуг, а доля Авито в онлайн-заказах достигла 29%.  Мы наблюдаем концентрацию онлайн-рынка услуг. На 8 ключевых площадок в 2020 году приходилось 84% онлайн-заказов, в 2021 году – уже 89%. ТОП3 по доле в онлайн-заказах в 2021 году: Авито (29%), Instagram (18%), ВКонтакте (13%).

В мае 2022 года рейтинг площадок по доле привлеченных заказов изменился. Теперь ТОП3 составляют Авито (31% онлайн-заказов), ВКонтакте (15%), свой сайт провайдера (13%).

ТОП3 площадок по доле онлайн-выручки провайдеров в 2021 году: Авито (29%), свой сайт провайдера (15%), ВКонтакте (13%).

Состав исследования

Рынок услуг

  • Количество работающих на рынке исполнителей
  • Распределение исполнителей по категориям услуг
  • Количество провайдеров услуг, их распределение на коллективы и одиночек
  • Распределение оборота рынка по категориям услуг, 2020 и 2021 гг.
  • Распределение заказов по категориям услуг, 2020 и 2021 гг.
  • Рейтинг самых заказываемых услуг

Провайдеры и исполнители услуг

  • Размер штата у провайдеров услуг
  • Стаж присутствия в интернете, 2020 и 2021 гг.
  • Организационно-правовая форма провайдеров услуг
  • Социально-демографический портрет исполнителей услуг

Портрет заказчика услуг

  • Частные лица, компании и госпредприятия как заказчики
  • Распределение объема заказов по типам клиентов

Привлечение заказов

  • Каналы привлечения заказов, 2020 и 2021 гг.
  • Распределение заказов по источникам (повторные, новые онлайн, новые оффлайн)
  • Обеспеченность заказами, 2021 г.
  • Использование платных каналов привлечения (типы каналов)
  • Сплит рекламных расходов по каналам привлечения
  • Использование онлайн-площадок провайдерами услуг, 2017–2021
  • Распределение онлайн-заказов по ключевым площадкам привлечения
  • Распределение выручки от онлайн-заказов по ключевым площадкам привлечения
  • Использование Авито провайдерами разных сегментов рынка услуг

Операционная деятельность

  • Необходимые вводные для формирования стоимости заказа
  • Способ расчета стоимости услуг для клиента
  • Способы оформления взаимоотношений с клиентом
  • Способы получения оплаты за услуги
  • Хранение информации о клиентах и заказах

Рынок услуг в регионах

  • Распределение исполнителей услуг по регионам
  • Распределение заказов по макрорегионам

Задать вопрос про исследование

Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже

Еще материалы

Клиенты о нас

Новые исследования