Меню в шапке
Маркетинговое исследование Рынок срочной доставки 2021
Аналитики Data Insight опубликовали исследование «Рынок срочной доставки», созданное в сотрудничестве с «Яндекс.Доставка», Boxberry, Dalli, «Достависта», «Чекбокс» и «Прямиком».
Срочная доставка – то самое понятие, у которого отсутствует четкое определение. У каждого магазина свои представления об оптимальных условиях и стоимости срочной доставки. Спрос на данную услугу вырос в 2020 году и продолжает расти до сих пор – в сегменте появились новые игроки и способы предоставления услуги.
В основе исследования оказалось сравнение ожиданий разных участников рынка и описание наиболее распространенных условий и схем работы в отрасли.
Основные тезисы
- за первый квартал 2021 года было доставлено 56 млн заказов (без учета готовой еды и с2с);
- средняя стоимость самой быстрой доставки – 299 рублей;
- чаще всего скорость требуется для готовой еды и продуктов.
Представления о срочной доставке
Нередко магазины не выделяют срочную доставку как отдельную услугу. Это приводит к тому, что обычная занимает меньше времени, чем срочная. По мнению 48 % потребителей, срочная подразумевает оказание услуги в пределах двух часов, однако 10 % покупателей признают, что срочной может быть доставка на следующий день.
Ключевые игроки сегмента
Если речь идет об услуге в рамках одного города, чаще всего это еда (37 %) и продукты (25 %) – здесь лидируют «Яндекс.Еда» и Delivery Club. На втором месте находятся сервисы, обеспечивающие доставку любых вещей – «Достависта», «Ситимобил» и Gett.
В зависимости от товарной категории варьируется востребованность услуги. Самыми быстрыми считаются доставки цветов и продуктов – за пару часов 81 % цветочных магазинов и 62 % продовольственных доставят заказ. Возможность получения заказа в тот же день предусмотрена у 95 % магазинов этих сегментов.
Средняя стоимость составляет 299 рублей с разбросом цен от 99 до 2000 рублей.
Покупательское восприятие
Основную долю изменений в развитие срочной доставки внесла пандемия в 2020 году. Data Insight считает, что в результате карантина на онлайн-покупки перешли более 10 млн человек.
Продукты питания и первой необходимости стали самыми востребованными и сформировали представление о доставке как о срочной – в течение часа и быстрее. Впоследствии, покупатели стали отказываться от ожидания и начали отдавать предпочтение Лавкам, Самокатам и пр.
Аналитики Data Insight выяснили, что 15 % пользователей откажутся от заказа (имеется в виду еда и продукты питания), если он будет доставлен больше, чем через два часа.
Также пандемия вынудила рестораны организовать доставку, а офлайн-магазины — переквалифицироваться в дарксторы.
Используемая инфраструктура
Ранее срочная доставка требовала особых усилий и потому оценивалась выше, чем обычная. Сейчас компании стараются обеспечить получение товара на регулярной основе путем вкладывания в инфраструктуру.
Вариантов несколько:
- Физические объекты: дарксторы, пункты выдачи и минисклады;
- Курьеры.
Каждый курьер привязан к даркстору: сначала осуществляется сборка заказа (около 10 минут), затем он попадает в руки курьера (5 минут), осуществляется транспортировка (20 минут) и вручение клиенту (5 минут). За один раз курьер берет четыре заказа, из которых три нужно отдать в определенное время и один в течение часа.
Для срочной доставки необходимо обеспечить и IT-решения: маршрутизацию, сборку заказа. Если заказ нужно доставить с точностью до минуты, маршрут курьера играет огромную роль, равно как и действия сборщиков.
Получение оплаченного товара к точному времени обеспечивает удобство, которое покупатели ценят превыше всего: 14 % опрошенных подтвердили, что при наличии услуги получения заказа к точному времени, скорость становится неважной. Например, цветочные магазины в 52 % предлагают получить выбранный букет в определенный период времени, выбранный покупателем.
Стадии развития рынка
Более 10 лет назад зафиксированы первые попытки организации срочной доставки. Фактический рост был замечен в 2018 году, а в 2020 году сегмент вышел на новый уровень.
Влияние категории товара на срок доставки
Чаще всего срочная доставка требуется для еды, лекарств и цветов. По словам 67 % покупателей она необходима для готовой еды, 44 % используют ее для заказа продуктов.
63 % покупателей назвали срочную доставкой причиной, по которой они вернутся в магазин снова, 87 % готовы сделать заказ повторно в случае высокой скорости.
Задать вопрос про исследование
Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже