Меню в шапке
Маркетинговое исследование Розничный экспорт товаров через интернет 2021
eBay и исследовательское агентство Data Insight провели совместное исследование развития рынка розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2021. Согласно результатам исследования, рынок экспорта достигнет $1,51 млрд по прогнозу на конец года, а темпы роста составят 31%.
Основные результаты исследования
Количество заказов
По данным исследования, количество экспортных заказов российских онлайн-продавцов растет опережающими темпами — в 2021 году количество экспортных посылок увеличится на рекордные 86% и составит 50,9 млн отправлений.
«Мы ежегодно измеряем, как меняется российский рынок розничного экспорта товаров через интернет. В этом году положительный тренд сохранится, что лишний раз доказывает огромный потенциал данного направления. Мы, в свою очередь, видим это и на примере экспортеров нашей площадки — за прошедший год число продавцов на маркетплейсе приблизилось к 50 000 (+40% относительно 2020), их выручка увеличилась на 33%, а средний чек вырос на 36%, в то время как по всему рынку он снизился на 29% (с $42 до $30). Это связано преимущественно с тем, что, несмотря на расширение экспорта в страны СНГ и Таможенного союза, покупательская способность их населения невелика, а сам рынок конечен. Дальнее зарубежье же предлагает предпринимателям бо́льшие стоимость заказов и объем продаж. Так, онлайн-площадки с внешней логистикой, а это преимущественно международные маркетплейсы, принесут в этом году российским предпринимателям $766 млн (при среднем чеке $99), в то время как на интернет-платформы с собственной доставкой — локальные маркетплейсы и магазины — придется $742 млн (при средней стоимости отправки в $17)», — отмечает Максим Уваров, директор по региональным операциям eBay на глобальных развивающихся рынках.
Популярные площадки
Если говорить о самых популярных онлайн-площадках для экспорта, eBay сохраняет лидерство и в этом году — его использует 34% продавцов для продаж за рубеж, то есть каждый третий онлайн-экспортер в России. Также среди приоритетных каналов для трансграничной торговли селлеры выделяют Instagram (33%) и собственный сайт и/или мобильное приложение (26%).
Регионы
Согласно статистике, в 2021 количество регионов с долей онлайн-экспортеров eBay выше среднероссийской снизилось до 1 субъектов (против 17 в 2019 году). В топ-10 наиболее активных из них вошли Республика Башкортостан (региональный экспортный индекс = 331), Тюменская область (184), Кемеровская область (150), Санкт-Петербург (141), Москва (127), Хакасия (123), Челябинская область (120), Удмуртия (119), Волгоградская (117) и Курганская область (112).
Средний чек
В 2021 году мы отмечаем снижение общего среднего чека с $42 до $32. Это связано с тем, что многие маркетплейсы нацелились на экспорт и начали организацию доставки в другие страны. Что касается географии распределения экспортного оборота российских предпринимателей, в лидерах среди стран дальнего зарубежья остаются США (15%), страны Европейского союза (9%), а также Израиль (4%). В топ-3 ближнего зарубежья традиционно вошли Беларусь (29%), Казахстан (18%) и Украина (6%).
Товарные категории
В 2021 году самыми динамично растущими категориями на рынке стали «Книги, игры, винил, диски» (+151%) и «Косметика» (+102%). Основная часть оборота от общего числа экспортных заказов распределилась между категориями «Одежда и обувь» (40%), «Коллекционные товары» (11%), «Товары для дома и интерьера» (9%), «Электроника» (8%) и «Товары для спорта, отдыха и досуга» (5%).
Согласно исследованию, одной из наиболее перспективных категорий также являются «Ювелирные украшения», продавцы которой на данный момент сталкиваются со множеством барьеров. У этого экспортного направления огромный потенциал — по данным eBay, доля оборота экспорта ювелирных изделий в Израиле в 12 раз выше аналогичного показателя в России. Так, доля российских экспортеров на eBay в данной категории составляет всего 0,3% от общего числа всех российских селлеров площадки.
Развитие рынка
«В 2021 году интерес к онлайн-экспорту появился у многих предпринимателей, которые раньше не торговали на внешние рынки. Согласно данным eBay, только в августе более 8 000 селлеров выставили свое первое товарное объявление на маркетплейсе, что на 110% выше аналогичного показателя прошлого года. Количество же активных листингов на площадке превысило 2 000 000, увеличившись на 16% относительно 2020 года. Мы также видим, что 20% от всего объема выручки российских продавцов eBay приходится на продажи новых экспортеров, а их средний чек на 120% выше, чем аналогичный показатель у других селлеров площадки. Так, у тех, кто зарегистрировался в этом году на eBay, особенно высокий средний чек в категориях «Товары для майнинга» ($1 102), «Цифровые камеры» ($1 051), «Женские сумки» ($900), «Часы»($726), а «Мужские кроссовки» ($303)», Максим Уваров, директор по региональным операциям eBay на глобальных развивающихся рынках
«Товары, произведенные в России, конкурентоспособны на рынках дальнего зарубежья. Торговые модели онлайн-продаж конкурентоспособны на рынках соседних стран. Это то, что мы однозначно видим из нашего совместного с eBay исследования по розничному онлайн-экспорту. При этом российским компаниям-производителям очень нужна помощь в организации процессов розничного онлайн-экспорта, так как у них нет соответствующего опыта, компетенций. Стадия работы с маркетплейсами в России на 3-5 лет короче, чем в Китае или США, компании в России еще не успели получить этого опыта даже внутри страны. Развитие сервисной экосистемы – ключевая задача рынка сегодня. К сожалению, экосистема растет несколько медленнее спроса – просто не успевает за скоростью развития рынка онлайн-продаж, как внутри страны, так и на экспорт», Федор Вирин, партнер агентства Data Insight
Об исследовании
Данные для исследования были собраны в рамках экспертных интервью и анализа внутренних данных компаний-участников рынка, которые были собраны компанией Data Insight в ноябре 2021 года. В исследовании приняли участие логистические компании, крупнейшие онлайн магазины и экспортеры.
Информация о eBay
eBay Inc. (NASDAQ: EBAY) является глобальным лидером в области коммерции. Вместе мы помогаем миллионам покупателей и продавцов из 190 рынков по всему миру находить друг друга, а также создаем и обеспечиваем уникальные возможности за счет электронной торговли. Маркетплейс eBay.com, включая локальные платформы и мобильные приложения, является одной из крупнейших в мире торговых площадок, предлагающей огромные преимущества и уникальный выбор товаров. Согласно исследованию Data Insight, eBay стал самым популярным экспортным маркетплейсом в России в 2020 году.
С более подробной информацией о компании, а также с глобальным портфолио онлайн-брендов eBay можно ознакомиться на сайте www.ebayinc.com.
Задать вопрос про исследование
Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже