Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2021

Скачать исследование:

Команда Data Insight публикует ежегодный отчет «Интернет-торговля в России 2021».

В нём раскрываются важные цифры и тренды 2021 года, характеризующие рынок eCommerce в России.

Исследование подготовлено при поддержке генерального партнера – XWAY, а также партнеров исследования – AdSensor, AWG, CityNature, Flowwow, ProStore by Lubivaya и SEOWORK.

Основные выводы:

  • В 2021 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 4,1 трлн рублей и 1 700 млн заказов.
  • За 2021 год количество онлайн-заказов выросло на 104% (рекорд за все время наблюдений), а объем рынка в рублях вырос на 52%.
  • Доля онлайн-продаж заметно увеличилась: в 2021 году на них пришлось 12% от всего рынка ритейла и 26% от рынка непродовольственного ритейла (+3 п.п. и +5 п.п. год к году соответственно).
  • Основной рост обеспечили крупные универсальные маркетплейсы: в 2021 году их доля выросла с 49% до 62% от всех онлайн-заказов.
  • eGrocery является самым быстрорастущим сегментом внутрироссийского рынка розничной интернет-торговли: в 2021 году объем рынка eGrocery в рублях вырос на 159% и составил 329 млрд рублей, а количество заказов выросло на 244% (с 69 млн в 2020 году до 237 млн в 2021).
  • Пункты выдачи заказов и постаматы остаются основным каналом доставки для покупателя в 2021 году. Через них за 2021 год было получено 82% от всех отправлений (+ 16 п.п. по сравнению с 2020 годом).
  • Объем рынка розничного онлайн-экспорта в России в 2021 году составил 1,5 миллиарда долларов. По сравнению с прошлым годом количество отправлений выросло на 86%, а объем рынка в рублях вырос на 31%
  • За год с октября 2020 год по октябрь 2021 года россияне сделали 1 млрд заказов услуг с использованием интернета на общую сумму 2,5 трлн рублей. Затраты в 2021 году в среднем на одного заказчика составляют 36 тысяч рублей на все виды услуг суммарно.

Подробные результаты исследования

Доля интернет-торговли в разных странах

Если сравнивать объемы интернет-торговли В2С в разных странах в долларовом выражении, в топ-10 в 2021 году вошли:

  • Китай — $1 996 млрд;
  • США — $867 млрд;
  • Великобритания — $236 млрд;
  • Япония — $168 млрд;
  • Южная Корея — $124 млрд;
  • Германия — $114 млрд;
  • Франция — $98 млрд;
  • Индия — $74 млрд;
  • Россия — $56 млрд;
  • Италия — $44 млрд.

Показатели интернет-торговли B2C важны, но нужно придерживаться комплексного подхода при оценке — государства отличаются по количеству населения, масштабам ВВП в абсолютном выражении и по ППС, потреблению домохозяйств и другим показателям. В то же время тенденция к росту популярности интернет-покупок наблюдается фактически во всех странах.

Частные покупатели и онлайн-шоппинг

Если сравнивать, какая часть населения хотя бы раз использовала интернет для покупок, в России это каждый второй. Лидером по данному показателю является Великобритания — там интернет-покупки в 2021 году совершали 84 % граждан.

При этом именно российский рынок является самым быстрорастущим — за 2021-25 годы прогнозируется рост более чем на треть, в то время как по остальным странам — менее 15 %.

Как россияне пользуются интернетом

Согласно результатам исследования, всемирную сеть используют 82,5 % населения России старше 12 лет — 101 миллион человек. Среди устройств для подключения к интернету лидируют смартфоны, причем их популярность только растет, а время, проведенное в Сети, превышает 2,5 часа в день, в то время как процент пользователей, входящих с десктоп-компьютеров и ноутбуков, остается неизменным, а время в Сети составляет чуть более часа. Также исследователи выявили увеличение числа тех, кто пользуется интернетом через Smart-TV.

Ведущие сегменты

При этом выросла популярность не только развлекательного и информационного контента — активный рост продемонстрировала интернет-торговля. Свою роль в этом сыграла пандемия — неслучайно самым быстрорастущим оказался сегмент eGrocery — продажа товаров повседневного спроса (продуктов питания, бытовой химии и косметики, детских товаров и т. д.) с доставкой на дом. Поэтому при увеличении количества заказов более чем в 2 раза, на 104 % по сравнению с 2020 г., а если сравнить с 2019 — более чем в 3,5 — общий объем в рублевом выражении вырос только в полтора раза, а сумма среднего чека снизилась. К факторам, приведшим к снижению чека, также можно отнести возможность для потребителя онлайн сравнивать цены и отслеживать акции. А также упрощение условий доставки.

Онлайн-продажи в России

Наибольший рост оборота продемонстрировали универсальные маркетплейсы, однако из-за увеличения числа продавцов, представленных на таких площадках, продажи каждого из них могут даже снижаться. Поэтому нельзя говорить о том, что этот канал является наиболее выгодным для конкретной компании. Кроме того, многие товарные категории имеют свои особенности, требующие отдельного изучения — например, по данным аналитического агентства Data Insight за 2021 год:

Сегмент

Изменение количества заказов, %

Изменение среднего чека, %

Интернет-аптеки

+29

+3

Автотовары

+52

-12

Спорттовары

+73

-9

Товары для животных

+105

-16

 

Подобная картина говорит об изменении структуры себестоимости товаров. Также для разных категорий отличаются каналы привлечения трафика и их конверсия, эффективность использования специальных мобильных приложений и другие параметры. Поэтому работающим в определенных сегментах рынка лучше изучить специализированные отчеты по ним, подготовленные компанией Data Insight.

 

Задать вопрос про исследование

Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже

Еще материалы

Клиенты о нас

Новые исследования