Меню в шапке
Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2020
Data Insight опубликовал ежегодный отчет «Интернет-торговля в России 2020», который содержит ключевые цифры за 2020 год и данные об интернете, онлайн-покупках, доставке из онлайн-магазинов, покупателях и по потребительскому поведению.
Основные выводы
- Объем рынка интернет-торговли в России составил 2,7 трлн рублей, 830 млн заказов.
- Прогноз Data Insight: Российский рынок e-commerce вырастет на 34% к 2024 году.
- Все больший процент населения России выбирают смартфоны для выхода в интернет. За год −25% аудитории интернета в России пришлось на DESKTOP EXCLUSIVE.
- За 2020 год количество заказов онлайн В2С выросло на 78%. Почти 50% заказов онлайн составили заказы на крупных универсальных маркетплейсах.
- Онлайн С2С рынок в денежном эквиваленте вырос на 87% за 1,5 года его годовой объем составил в 2020 году 1,06 трлн рублей при 568 млрд в H2 2018- H1 2019.
- Объем рынка розничного онлайн-экспорта в России составил 1,16 миллиардов долларов. По сравнению с прошлым годом количество отправлений выросло на 11,7 миллиона, а средний чек снизился на 19%.
- По оценке Data Insight, только за три квартала 2020 был доставлен 601 млн отправлений. Это на 27% больше, чем в 2019 году целиком. Разница с первыми тремя кварталами 2019 года составляет 82%.
- Топ 3 категории крупнейших российских интернет-магазинов: электроника и техника, товары для дома и ремонта, одежда и обувь.
- При выборе способа оплаты почти 80% покупателей смотрят на размер комиссии, для 25% из них комиссия первое, на что они обратят внимание про покупке. При принятии решения о покупке большинство покупателей смотрят на удобство оплаты 75%
Задать вопрос про исследование
Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже
Ключевые показатели
- eGrocery — сегмент, в который входят интернет-магазины, продающие продовольственные товары. Здесь не учитываются продажи, осуществляемые через маркетплейсы и универсальные сайты. На данный сегмент пришлось 69 млн заказов, а объем рынка составил 130 млрд рублей.
- ePharma — продажи онлайн-аптек без учета реализации товаров для здоровья при помощи неспециализированных сайтов и маркетплейсов. Здесь было выполнено 78 млн заказов, а объем рынка составил 131 млрд рублей.
- Крупнейшие маркетплейсы. В исследовании, проведенном Data Insight, учитывались ресурсы, входящие в перечень 20 самых крупных продавцов в России (Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», Aliexpress Russia). На этих сайтах представлено большинство категорий товаров, и не менее 25 % от их объема продаются именно на базе модели маркетплейса. Здесь было сделано 405 млн заказов, а объем рынка достиг 721 млрд рублей.
- Прочие российские онлайн-магазины — все площадки, не относящиеся к предыдущим категориям. Число заказов здесь составило 278 млн, а объем рынка достиг 1725 млрд рублей.
- Онлайн B2C-торговля — приобретение товаров у юридического лица в режиме онлайн. Заказ может оформляться как на сайте, так и из мобильного приложения. В этом сегменте было сделано 830 млн заказов, а объем рынка составил 2,7 трлн рублей.
- Онлайн C2C-торговля — покупка физлицом через интернет товаров у другого физлица. На 2020 год в торговлю этого типа было вовлечено 13,2 млн продавцов и 13,3 млн покупателей. Всего был совершен 301 млн продаж, а выручка составила 1 трлн рублей.
Как пандемия повлияла на способы доставки и ресторанный бизнес
Влияние пандемии
Аналитики Data Insight выяснили, что число заказов «до двери» в начале 2020 года на 9 % превысило показатель за 2019 год.
Особенный рост пришелся на второй квартал 2020 года. В это же время увеличилась и доля заказов, доставляемых в пункты самовывоза — по сравнению с предыдущим кварталом рост составил 15 %. Преимущество доставки «до двери» сохранилось.
Ресторанный бизнес, столкнувшийся с проблемой самоизоляции, начал активно налаживать работу с доставкой заказов. 18 % рестораторов, принявших участие в исследовании Data Insight, решили этот вопрос за март 2020 года. Каждый 10-й предприниматель планировал сделать это в ближайшее время. Число заказов, доставляемых на дом, продолжало увеличиваться. Наивысшая доля заведений с доставкой блюд на дом пришлась на Ростов-на-Дону (57 %) и Краснодар (56 %).
Определяющим фактором в данной ситуации стало потребительское поведение. Жители городов с населением от 500 тысяч человек чаще предпочитали заказывать еду на дом, а не идти в ресторан. Жители городов-миллионников делали наоборот. Люди, проживающие в небольших городах, обычно выбирают домашнюю еду.
Способы доставки интернет-магазинов
Способы доставки интернет-магазинов
97 % интернет-магазинов в России имеют доставку товаров до двери. У 94 % площадок из топ-100 и 90 % прочих магазинов можно заказать товар в ПВЗ. Пункты выдачи, принадлежащие партнерским сетям, также сохраняют высокую популярность. Количество магазинов, сотрудничающих с партнерскими сетями, не зависит от их размера.
Заказы «до двери» чаще всего привозят в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, а самым популярным способов доставки товаров в России остаются ПВЗ и постаматы. Результаты исследования Data Insight показали, что в начале 2020 года 68 % всех посылок по РФ были получены именно этим способом.