english

Ad hoc исследования

  • Онлайн- и оффлайн-опросы, глубинные интервью
  • Исследования отдельных сегментов
  • Аудит интернет-проектов и консалтинг

Топ-100 омниканальных ритейлеров США и России: сходства и различия

В США четвертый год подряд выходит рейтинг омниканальности "2020 Top 100 Omnichannel Retailers". В декабре 2020 года ИТ-интегратор AWG и агентство Data Insight провели свое исследование и опубликовали рейтинг топ-100 компаний с лучшим покупательским опытом в России.

 

 Предпосылки к созданию российского рейтинга в прошлом году были связаны с пандемией. Временное закрытие офлайн-магазинов привело бизнес к выходу в онлайн или усилению этого канала продаж. Компании, развивающие у себя омниканальную модель, смогли быстрее адаптироваться к возникшим ограничениям. Эта статья содержит сравнение двух рейтингов, отражающих уровень развития омниканальности компаний в России и США.

 

В российском рейтинге топ-5 делят представители трех разных категорий: “Электроника и бытовая техника”, “Одежда и обувь”, “Товары для дома и ремонта” — ”М.Видео”, Adidas, “Все инструменты”, “Спортмастер”, “Петрович”. Американский рейтинг омниканальности отличает то, что здесь в топе большая часть компаний относится к категориям “Универсальный магазин” и “Одежда”. Первые позиции в списке заняли Bass Pro Shops, Big Lots, Bloomingdale’s, DSW, J.C. Penney, Zumiez.

 

Особенности метрик

 

В американском рейтинге не оценивались параметры, которые характеризовали качество работы сайта, а также качество доставки. “Возможно, качество сайта не оценивалось, так как иностранные коллеги посчитали, что это не омни-параметр. Мы решили по-другому, так как создание омни-решений для большинства магазинов – это чаще всего шаг из офлайна к онлайну, соответственно, качество онлайн-решений может служить индикатором любого заказа, сделанного не в магазине”, – комментирует Федор Вирин.
Также интервалы доставки не являются order winners в США – параметры доставки приблизительно одинаковы для большинства игроков на рынке.

 

Интересно, что в американском рейтинге показателем омниканальности является единообразие ценовой политики. В российском рейтинге этот параметр посчитан как «омни». Что касается ценообразования, стоит обращать внимание на общие для офлайна и онлайна акции. Различные цены на сайте и в магазине могут быть продиктованы особенностями фулфилмента, привлечением внимания к сайту или конкретному магазину.

 

В российском рейтинге главным предметом исследования стал онлайн-канал продаж — насколько он хорошо вписан в общую систему продаж компании. Также учитывалась “бесшовность” опыта покупки для клиентов – возможность сделать заказ с любого устройства и оплатить и забрать его любым удобным способом. Подробнее с методологией рейтинга можно ознакомиться на сайте

 

 

Сравнение рейтингов по общим показателям:

 

При сравнении рейтингов наиболее показательными характеристиками, подчеркивающими схожесть и различия в развитии омниканальности в России и США, стали наличие общей корзины и программы лояльности.

 

 

 

Таким образом, у подавляющего большинства американских ритейлеров есть общая корзина клиента на сайте и в мобильном приложении. У российских ритейлеров общая корзина встречается приблизительно в каждом втором случае. “Это обусловлено тем, что многие начали переход от офлайна к онлайну с модели мультиканальности, т.е. с создания разных каналов взаимодействия с покупателем, слабо связанных в одну общую систему, и только находятся на пути к единой омниканальной архитектуре и бесшовной корзине”, – комментирует исполнительный директор AWG Никита Шабашкевич.

 

В то же время доля российских ритейлеров, у которых присутствует программа лояльности, близка к доле американских ритейлеров. “Программе лояльности уделяется достаточно большое внимание, ведь она является «точкой входа» клиента во взаимодействие с брендом и инструментом его удержания. Однако, несмотря на ее наличие, очень часто встречается разобщенность ее представления в каналах коммуникации и цифровых продуктах компании”, – объясняет Никита Шабашкевич.

 

 

Сходства и различия российского и американского рейтинга

 

Больше всего компаний представлены в категории “Одежда и аксессуары”, аналогично и в русском рейтинге. Неожиданно в американском рейтинге оказалась только одна компания из категории электроника – Apple. В этой категории в российский рейтинг омниканальности вошли 11 компаний. При этом в американском рейтинге шире представлена категория “Универсальный магазин” – в ней 9 компаний. В российском рейтинге присутствует всего 4 игрока из этого сегмента.

 

Самая омниканальная категория и в российском, и в американском рейтинге – “Спортивные товары”. В американском рейтинге далее идут “Универсальные магазины” и “Товары для ремонта”, а завершает список категория “Обувь”. В российском рейтинге в тройку также входят “Детские товары” и “Электроника и бытовая техника”.

 

Наименее омниканальная категория в российском рейтинге – “Продукты питания”, несмотря на успехи некоторых магазинов, таких как “Перекресток”, “Азбука вкуса” в 2020 году. Небольшой средний балл объясняется, прежде всего, достаточно поздним, по сравнению с другими сегментами, внедрением омниканальных практик в этой категории.

 

 

Заключение

 

За итогами рейтинга всегда интересно наблюдать в динамике: как из года в год разные игроки меняют свои позиции, а, соответственно, и стратегии бизнеса. Российский рынок активно догоняет американский. Более того, пандемия еще больше ускорила этот процесс и показала, насколько важно сегодня присутствие бизнеса в онлайне. В декабре 2021 года будет вторая версия российского рейтинга омниканальности, где будет видно, как изменятся позиции компаний и удастся ли им продолжить успешное развитие в данном направлении.

Новости

19 февраля 2021  Data Insight публикует исследование "Селлеры на российских маркетплейсах", посвященное работе малого и среднего бизнеса с маркетплейсами.

 

09 февраля 2021  В декабре 2020 мы завершили исследование "Рейтинг омниканальности российских ритейлеров". Сегодня мы публикуем сравнительный анализ нашего рейтинга и американского "2020 Top 100 Omnichannel Retailers", показывающий отличия в подходе ритейлеров двух стран.

 

08 февраля 2021  Data Insight и компания RBK.money публикуют результаты исследования «Генденрные праздники: влияние на платежное поведение покупателей», посвящённого поведению россиян при покупке подарков к 14 и 23 февраля и 8 марта.

 

01 февраля 2021  Data Insight и RBK.Money провели совместное исследование онлайн-платежей в интернет-торговле (сегменты: телеком и ЖКХ, финтех-компании, доски объявлений и маркетплейсы, профессиональные услуги, такси)

 

28 января 2021  Data Insight публикует итоговый отчёт по рынку логистики - "Логистика для электронной торговли 2020", при поддержке генерального партнера исследования - IML, а также партнеров исследования - 5post, Arvato, Boxberry, Dalli, PickPoint, PIM Solutions, Яндекс Маршрутизация

 

29 декабря 2020  Опубликован отчет "IAB Russia Digital Advertisers Barometer - 2020", подготовленный специально для IAB Russia

 

21 декабря 2020  Data Insight и RBK.Money провели совместное исследование онлайн-платежей в интернет-торговле (сегменты: интернет-магазины, доставка еды, туризм, продажи билетов на транспорт)

 

18 декабря 2020  eBay и исследовательское агентство Data Insight провели совместное исследование развития рынка розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2020

 

10 декабря 2020  Data Insight и компания RBK.money публикуют результаты исследования «Влияние Нового года на платежное поведение покупателей», посвящённого поведению россиян при покупке новогодних подарков.

 

03 декабря 2020 Data Insight при поддержке партнеров Арвато Рус, eSolutions, ExpressRMS, IML, Inventive ecommerce, ЛТ менеджмент, Pony express, ПЭК, Tempoline публикует четвёртый выпуск регулярного исследования о фулфилменте.

 

01 декабря 2020 Data Insight и AWG исследовали покупательский опыт на российских онлайн-площадках и представляют вам результаты исследования - рейтинг омниканальности российского ритейла

 

Архив новостей

 

Подписка на новости Data Insight

 

ООО "Дейта Инсайт", ОГРН 5107746064806