english

Ad hoc исследования

  • Онлайн- и оффлайн-опросы, глубинные интервью
  • Исследования отдельных сегментов
  • Аудит интернет-проектов и консалтинг

Электронная торговля 2020 – 2024, прогноз Data Insight

Средний рост интернет-торговли с 2011 по 2019 год (CAGR) составил 28%. За эти годы рынок продаж материальных товаров через интернет вырос с 235 миллиардов рублей до 1,72 триллиона (все цифры здесь и далее приведены с учетом НДС). На рост интернет-торговли все эти годы влиял рост числа активных пользователей интернета в стране и рост их опыта (а следовательно использования ими различных интернет-сервисов, среди которых есть и онлайн-продажи).

 

Динамика интернет-торговли, прогноз. Data Insight © 07.2020

 

Скачать презентацию: "Динамика интернет-торговли, прогноз. Data Insight"(pdf, 1 MB)

 

Приведенные цифры включают продажи материальных товаров российскими интернет-магазинами российским покупателям. В данных значениях не учтены продажи услуг (в том числе туристических), контента (в том числе игрового и видео), лотерей. Также мы не учитываем покупки в российских магазинах гражданами других стран и покупки россиян в иностранных интернет-магазинах, не имеющих российского представительства и российских складов.

 

В 2019 году рынок темпы роста рынка увеличились относительно предыдущих лет. Ускорение роста рынка обусловлено в первую (но не единственную очередь) огромными инвестициями крупнейших игроков в рекламу (телевизионную и интернет) и инфраструктуру (склады, последняя миля, ассортимент). Вложения крупнейших магазинов и маркетплейсов обусловили ускоренный рост интернет-торговли в 2019 и в 2020 годах за счет притока новых покупателей (не совершавших покупки в интернете или не повторявших их после предыдущего – старого опыта). Новые покупатели привлеченные рекламными кампаниями (в большей степени), а также расширяющейся территорией доставки крупнейших игроков (в меньшей степени), начали свои первые покупки в третьем квартале 18 года, обеспечили суммарно за 2019 год более 100 миллиардов рублей выручки интернет-торговли и удвоение (а то и утроение) крупнейших игроков: Wb, Ozon, Aliexpress (продажи российских магазинов через площадки Aliexpress и Tmall), Beru, Goods, Аптека.ру.

 

Коронакризис 2020 внес дополнительные коррективы в рост интернет-торговли.

 

Data Insight построил прогноз развития интернет-торговли на ближайшие 5 лет с учетом влияния кризиса на рост онлайн-продаж, включая положительные (для роста) и отрицательные факторы.
Средний рост интернет-торговли с 2019 по 2024 год (CAGR) составит 33,2%. За эти годы рынок продаж материальных товаров через интернет вырастет с 1,7 до 7,2 триллиона рублей.

 

Естественный рост интернет-торговли без учета влияния коронакризиса (но с учетом инвестиций в интернет-торговлю крупнейших игроков) составил бы 26,6% (CAGR) за этот же период, то есть рынок интернет-торговли в 2024 году составил бы 5,6 триллиона рублей. Таким образом, факторы кризиса дополнительно приносят в онлайн-продажи 1,6 триллиона рублей за 5 лет.

 

Прогноз построен через рассмотрение вклада каждого отдельного фактора в рост интернет-торговли с одновременной проверкой взаимного влияния факторов друг на друга.

 

Факторы, влияющие на дополнительный рост онлайн-продаж в 2020-2024 годах (приведены в порядке рассмотрения):

 

  1. Новые онлайн-покупатели: по нашим оценкам три месяца карантина привели в онлайн-покупки не менее 10 миллионов человек. Большинство новых покупателей после завершения изоляции продолжат совершать покупки через интернет. Мы учли в прогнозе, что большинство этих покупателей так или иначе, но пришли бы к онлайн-покупкам в течение 5 прогнозных лет, а также то, что их активность в большинстве случаев будет ниже, чем у покупателей с многолетним опытом.
  2. Изоляция дома: потребители, вынужденные сократить свои походы в магазины делали в течение трех месяцев онлайне больше покупок чем обычно, тратя каждый раз больше денег. Повышенный спрос в течение трех месяцев 20 года создаст высокую базу, уменьшая пропорционально темпы роста в 2021 году.
  3. Увеличение частоты покупок в месяцы следующие за изоляцией: даже после окончания изоляции потребители во многих случаях предпочтут онлайн-покупки вместо походов в многолюдные магазины и торговые центры, мы предполагаем, что этот фактор будет иметь значение в 20 и 21 году, после чего сойдет на нет. Мы дисконтируем этот фактор роста на постоянный (хоть и незначительный) тренд роста частоты покупок в онлайне у большинства покупателей (каннибализация оффлайн-покупок у опытных покупателей).
  4. Переход части людей на удаленную работу: по нашим оценкам в результате коронакризиса 2020 и пересмотра многими компаниями политики работы в офиса, 5-7 миллионов человек в России перейдут на удаленную работу (включая и новых нанятых сотрудников, которые сразу станут удаленными). Сотрудники на удаленной работе частично переместятся из крупнейших городов, что даст дополнительный рост интернет-торговле (привычный ассортимент станет недоступным).
  5. Рост онлайн-продаж FMCG: за счет ускоренного роста спроса и предложения (последнее важнее) в период изоляции и после него. Мы видим значительные инвестиции и быстрое развитие новых игроков на рынке онлайн-продаж FMCG, включая продукты питания. Рост этой категорий в первой половине 20 года составил 4,3 раза yoy и составит почти 3,5 раза за весь 20 год, обеспечив, таким образом более 150 миллиардов рублей онлайн-выручки сверх прогноза 2019 года.
  6. Падение покупательской способности и потребительской активности: негативный фактор снижения объема потребления. По нашим оценкам он оказывает влияние только на показное/премиальное потребление среднего класса. Обычное потребление растет за счет каннибализации оффлайн-продаж. За счет небольшой доли онлайна этот рост очень мало подвержен (пока) влиянию колебаний спроса в кризис. Фактор снижения этого потребления мы оцениваем, опираясь на исторические данные 2014 и 2015 года.

 

Наибольшее дополнительное влияние на рост онлайн-продаж из всех факторов показал рост онлайн-продаж FMCG: в этой категории, составляющей более половины розничной торговли в России до сих пор самый низкий процент проникновения онлайн-продаж. Даже небольшой прогресс здесь сразу дает значительный эффект.

 

Следом по накопленному объему влияния (за 5 лет) идут:

 

  • Негативный фактор падения покупательской активности
  • Рост частоты покупок сверх ожидаемого
  • 10 миллионов новых покупателей
  • Переход на удаленную работу 5-7 миллионов россиян
  • Дополнительные покупки в кризис

 

Скачать презентацию  "Динамика интернет-торговли, прогноз. Data Insight" (pdf, 1 MB)

 

Чтобы узнать подробнее о наших исследованиях свяжитесь с нами любым удобным для вас способом:

по телефону: +7 (495) 540-59-06

по почте coordinator@datainsight.ru

Новости

29 декабря 2020  Опубликован отчет "IAB Russia Digital Advertisers Barometer - 2020", подготовленный специально для IAB Russia

 

21 декабря 2020  Data Insight и RBK.Money провели совместное исследование онлайн-платежей в интернет-торговле (сегменты: интернет-магазины, доставка еды, туризм, продажи билетов на транспорт)

 

18 декабря 2020  eBay и исследовательское агентство Data Insight провели совместное исследование развития рынка розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2020

 

10 декабря 2020  Data Insight и компания RBK.money публикуют результаты исследования «Влияние Нового года на платежное поведение покупателей», посвящённого поведению россиян при покупке новогодних подарков.

 

03 декабря 2020 Data Insight при поддержке партнеров Арвато Рус, eSolutions, ExpressRMS, IML, Inventive ecommerce, ЛТ менеджмент, Pony express, ПЭК, Tempoline публикует четвёртый выпуск регулярного исследования о фулфилменте.

 

01 декабря 2020 Data Insight и AWG исследовали покупательский опыт на российских онлайн-площадках и представляют вам результаты исследования - рейтинг омниканальности российского ритейла

 

Архив новостей

 

Подписка на новости Data Insight

 

ООО "Дейта Инсайт", ОГРН 5107746064806