Меню в шапке
Маркетинговое исследование Онлайн-продажи. Осень 2022: тренды рынка интернет-торговли; факторы, влияющие на поведение потребителей
Онлайн-шопинг входит в пятерку наибольших активностей россиян в интернете. Аналитики Data Insight провели обширное исследование, чтобы подробнее изучить этот вопрос.
От чего зависит поведение потребителя
Потребительское поведение находится под влиянием сразу нескольких факторов:
- отсутствие у людей возможности выстраивать планы на долгосрочную перспективу;
- сокращение рынка недвижимости и строительства;
- значительное падение показателей рынка образования;
- рост показателей дистанционной трудовой занятости;
- уход большинства привычных компаний с российского рынка.
Изменения в потребительском поведении в 2022 году также можно рассматривать, ориентируясь на текущий сезон:
- В начале весны наблюдался ажиотаж онлайн-покупок. Из-за этого к середине апреля показатели существенно сократились и рынок активно пошел на спад, который продолжился и в июне.
- Летом началось постепенное восстановление покупательской активности в интернете. Ситуация на рынке медленно нормализуется.
- Осень. Эксперты предрекли очередное падение количества онлайн-покупок, связанное с отсутствием стабильности в экономике и отъездом части жителей страны за рубеж на неопределенный срок.
Как менялось количество заказов
Покупательское поведение сильно изменилось, когда люди столкнулись с последствиями событий 2022 года. 38% участников исследования стали покупать меньше, а около 25% респондентов в феврале занимались тем, что пытались закупить необходимые товары впрок.
36% опрошенных граждан заявили о том, что в их покупательской жизни практически ничего не изменилось.
В период с апреля по июль россияне оформили в интернете на 60-65% больше заказов, чем это было сделано в тот же период прошлого года. Но необходимо отметить, что до 24 февраля 2022 года скорость роста переходила за годовую отметку в 100%.
Онлайн-покупки и маркетплейсы
Наиболее значительная категория в eCommerce — это маркетплейсы. Крупнейшие из них охватывают 95% пользователей eCommerce.
Жители РФ все чаще ищут нужные товары в интернете именно на маркетплейсах. Наибольшая доля поисковых запросов затрагивает товары из категорий для детей (детское питание, подгузники).
В первые шесть месяцев текущего года доля маркетплейсов по количеству совершенных заказов достигла 71%. Больше всего онлайн-покупок пришлось на Ozon и Wildberries — 77%. Самые крупные маркетплейсы страны растут быстрее остальной части рынка — даже при его общем падении.
Что провоцирует рост
Какие факторы способствуют постоянному росту онлайн-продаж на маркетплейсах:
- Сила бренда. Крупнейшие компании (Wildberries, Ozon) не нуждаются в рекламе, так как для многих покупателей они давно стали основным местом поиска нужных товаров.
- «Краудсорсинг» управления ассортиментом. На площадки приходит огромное количество продавцов, которые и обеспечивают максимально полный ассортимент без пробелов. Они справляются с этим эффективнее, чем профессиональная ритейл-команда. Преимуществом становится и то, что бренды и импортеры-новички сегодня сразу же идут на маркетплейсы.
- Деградация офлайн-розницы. Это явление влияет положительно не только на маркетплейсы, но и на eCommerce в общем. Офлайн-магазины закрываются, ассортимент сокращается, цены и ассортимент меняются быстро и непредсказуемо.
- Онлайн сегодня доступен и в офлайне. Речь идет о постоянно растущем количестве пунктов выдачи заказов.
Тренды онлайн-продаж на 2022-2023 годы
Чего стоит ожидать в ближайшем будущем:
- Сокращение количества онлайн-покупок, совершаемых импульсивно.
- Гораздо менее сильный сезонный всплеск.
- Продолжающийся рост доли онлайна, особенно в категориях, где до сих пор проникновение eCommerce оставалось незначительным.
- Активное распределение рынка между несколькими брендами.
- Рост инвестиций в продвижение именно на маркетплейсах. Селлеры будут работать с отзывами, карточками и рекламными кампаниями.
- Концентрация рынка на нескольких крупных и сильных игроках.
Агентство Data Insight проводит публичные исследования, позволяющие точно и полноценно оценить показатели онлайн-продаж в текущий момент и на ближайшее будущее.
Задать вопрос про исследование
Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите нам на почту: coordinator@datainsight.ru или заполните форму ниже