Меню в шапке
Маркетинговое исследование Доставка еды из ресторанов 2023
Агентство Data Insight совместно с Федерацией Рестораторов и Отельеров России провели исследование* рынка ресторанной доставки и выяснили, какое значение доставка имеет в бизнесе ресторанов.
Ключевые факты
- Доля заведений с доставкой за последние два года выросла и составила 61% от общего числа заведений в России. Это в 1,5 раза больше, чем в 2020 г.
- Распространенность ресторанов с доставкой в регионах выросла и приблизилась к показателю Московского региона. Разрыв между регионами с наибольшей и наименьшей долей заведений с доставкой за два года сократился более чем в 2 раза.
- В среднем доставка — это уже 24% всех заказов в ресторанах. Ее вклад с 2020 по 2022 г. вырос в 1,6 раз. Этот рост произошел в основном за счет того, что увеличилась доля ресторанов, отправляющих в доставку от четверти до половины своих заказов.
- 4 из 5 заведений, подключивших когда-либо собственную или внешнюю доставку, продолжают ей пользоваться.
- 17% ресторанов от всего числа заведений в России используют только собственную доставку, 29% только внешние сервисы, а 15% сочетают оба варианта.
- Доля собственной доставки больше в ресторанах с высоким чеком — 45% заведений со средним чеком 2,5 тыс рублей имеют собственный сервис доставки. Среди заведений с более низким чеком доля заведений с собственной доставкой меньше.
- Рестораны, имеющие доставку, подключают несколько способов сделать онлайн-заказ. Так, заказать доставку по телефону возможно в половине (53%) ресторанов в России. Собственный сайт для онлайн-заказа есть у трети ресторанов (33%). Самый редкий способ онлайн-заказа – бот в Telegram. Его подключили только 8% заведений.
Около трети (29%) заведений, у которых нет доставки в данный момент, планируют подключить доставку в горизонте 1-2 лет. Как показало исследование, к 2023 году, по сравнению с 2020 годом, в среднем по России в 1,5 раза выросла доля заведений, где есть доставка, а в 2022 году каждый четвертый заказ был на доставку. Рост отмечен во всех регионах, однако быстрее других росли населенные пункты, в которых в 2020 году доля доставки была наименьшей. Таким образом, разрыв между регионами с наибольшей и наименьшей долей заведений с доставкой сократился более чем в 2 раза.
Для рестораторов доставка за два прошедших года приобрела новое значение. Теперь это не только источник роста количества заказов, но и инструмент поддержания лояльности клиентов. Чаще всего доставку подключают заведения со средним чеком от 500 до 1500 руб. Для них особенно важно сохранить лояльность клиентов — они не могут привлекать клиентов низкими ценами, как заведения эконом-сегмента, или VIP-обслуживанием, как рестораны с высоким чеком.
При этом на рынке доставки из ресторанов развивается передача доставки на аутсорс. В дополнение к существующим возникают различные типы сервисов, предоставляющих витрину и логистику: как крупные, так и небольшие. Они позволяют ресторанам индивидуально настраивать процесс заказа и доставки. Собственную службу доставки имеет треть (32%) всех заведений в России. Почти половина из них (15% от всех заведений) совмещают как собственную доставку, так и доставку агрегатора или другого внешнего сервиса.
Доставка еды – это закономерный этап эволюции ресторанной отрасли. Развивается культура потребления, запросы клиентов становятся более разнообразными. Гости приходят в ресторан за общением, впечатлениями, атмосферой, но в то же время мы видим что растет спрос на удобство питания. Самый удобный способ поесть без лишних усилий – заказать доставку. Современные посетители, особенно молодые, любят использовать технологии для получения ресторанных услуг. Для них онлайн-заказ – это возможность познакомиться с новым заведением. Для ресторана – это возможность привлечь новых лояльных гостей.
Игорь Бухаров, Президент ФРиО
Как правило рестораны предлагают несколько способов оформить доставку. Чаще всего заказать еду можно по телефону — такая опция доступна у 53% ресторанов в России. Распространенность этого способа почти не зависит от размера населенного пункта, среднего чека или формата заведения. У трети (32%) ресторанов также имеется собственный сайт или приложение для оформления онлайн-доставки заказа.
Ещё вчера доставка была спасительной стратегией для выживания в пандемию, сегодня это – полноценный канал продаж для ресторанов. Больше половины ресторанов в России сегодня умеют доставлять заказы клиентам. В рамках запуска доставки ресторану необходимо решить большое количество логистических, финансовых, операционных задач: адаптировать меню, выбрать удобную и качественную упаковку, запустить витрину, научиться маршрутизировать курьеров, настроить прием оплаты. Кто-то делает это своими силами, кто-то делегирует внешним сервисам, которых сейчас на рынке немало. Кроме того, для разных типов заведений приоритетом становятся разные факторы: где-то принципиальна минимальная стоимость доставки, где-то важнее премиальный сервис. Ресторанная доставка – это динамичный рынок, и мы с интересом наблюдаем, как он развивается.
Ольга Пашкова, Старший аналитик Data Insight
*Методика исследования:
Телефонный опрос, n = 15 000+ ресторанов в 87 городах (100 тыс. +) по России, февраль 2023 г.
Задать вопрос про исследование
Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите нам на почту: coordinator@datainsight.ru или заполните форму ниже