«Разговоры о логистике»: интервью с директором по развитию Apteka.ru

Лекарства в аптеках есть — значит, у нас всё работает

Разговор о логистике с Анатолием Тенцером

 

Мы поговорили о логистике с директором по развитию интернет-магазина Apteka.ru Анатолием Тенцером. Анатолий поделился своим мнением о сегодняшней перестройке процессов и важности операционной эффективности компаний, рассказал об особенностях логистики на рынке фармацевтики и объяснил, почему магазин не делает ставку на доставку до двери.

 

Apteka.ru — сервис поиска и заказа аптечных товаров в интернете. Сайт лидирует в категории «здоровье» рейтинга ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов в России за 2021 год по оценке Data Insight. В этом году Apteka.ru отмечает свое десятилетие: проект был запущен в 2012 году одним из ведущих фармацевтических дистрибьюторов России «Катрен».

Стоит начать с того, как всё происходящее сегодня влияет на логистику. Что вы можете сказать в целом по этому сегменту?

В целом внутри страны всё как ездило, так и ездит, и даже начинает ездить дешевле, поскольку общее количество перевозимых товаров снижается, а желающих возить становится немного больше. Как обстоят дела с кроссбордером, я толком не знаю — мы этим не занимаемся, но, судя по тому, что я вижу и слышу от наших поставщиков, которые привозят лекарства из-за границы, — там всё стало сложнее, потому что самолеты не летают, машины едут медленнее, возникают какие-то особенности с перегрузом на границе Беларуси. Всё это, разумеется, доставку не ускоряет.
Касательно e-commerce, очевидным образом на ум приходит доставка на дом. Последние годы она активно спонсировалась многими желающими быстро вырасти, а сейчас непонятно, кто будет ее финансировать. Придется продолжать доставлять в убыток себе и ждать, что ее оплатят покупатели, а у покупателя, собственно, тоже средств больше не становится. Я думаю, что будут интересные подвижки с уходом от доставки на дом в пункты выдачи, очевидно.

Но у вас изначально нет доставки на дом? Почему?

Для начала — по рецептурным препаратам она запрещена законодательно. Во-вторых, она требует не оптовой, как у нас, а розничной лицензии. В-третьих, это ставит нас в конкурентное поле с нашими же партнерами — аптеками, с которыми у нас выстроены взаимоотношения по опту помимо работы Apteka.ru. В-четвертых, что главное, на текущем фармацевтическом рынке доставка на дом рентабельной быть не может, только за отдельные деньги, а в таких условиях желающих будет значительно меньше. Вся реализованная наценка с заказа составляет рублей 200 — положите их всем в доставку, и тогда все останутся без денег.

Интересно, а как вы считаете, говоря о повышени и стоимости, готов ли покупатель вообще платить за саму доставку или он уже привык и стал избалован бесплатной доставкой?

Боюсь, период баловства стремительно идет к завершению. Инфляция по очевидным причинам растет очень быстро, а доходы покупателя — не особо, поэтому, думаю, в ближайшем будущем многие покупатели встанут перед альтернативой: быть избалованным или иметь какие-то средства — и тут они начнут выбирать.

Расскажите, пожалуйста, как события повлияли на вас, изменилось ли что-то в логистической системе Apteka.ru?

Ничего не изменилось, как доставляли товар в аптеки, так и доставляем. Лекарства в аптеках есть — значит, у нас всё работает.

Вы упомянули, что не занимаетесь кроссбордером, но у вас в ассортименте есть импортные лекарства. Как сейчас с ними обстоят дела?

С февраля начали возникать кратковременные периоды дефицитов, связанные, очевидно, с перестройкой логистики. Когда доставка была авиа- и занимала один день, были нужны одни товарные запасы на территории России, когда доставка авто- и занимает две недели — уже другие. Пока все не перестроятся, не привыкнут, не научатся в этих условиях работать, возможны некоторые проблемы с ассортиментом.

А это не повлияло на доставку до конечного покупателя? Сейчас люди на фоне ажиотажа заказывали больше именно импортных лекарств, не сдвигались ли сроки доставки?

Сроки доставки практически не сдвигались. В марте действительно был ажиотажный спрос, и сроки доставки могли сдвинуться из-за того, что просто склад не справлялся. Сама по себе логистика никакого отношения к этому не имела. Когда заказ собран, он точно так же доставляется — в среднем срок в один день так и остался.

На ваш взгляд, с чем дальше может столкнуться рынок e-commerce, понадобится ли какая-то перестройка процессов?

С недостатком «легких денег» рынок e-commerce уже столкнулся. Всё, что было операционно неэффективно, сейчас начнет о себе напоминать, потому что закачивать деньги в российские компании, исходя из стоимости акций, — занятие глупое. Их стоимость, во-первых, резко упала, а во-вторых — не очень понятно, что такое сейчас стоимость компании в России. Я думаю, что от компаний всё больше и больше будет требоваться операционная эффективность со всеми вытекающими последствиями: всё, что не окупается в рамках юнит-экономики или даже не приносит какой-то дополнительной прибыли — поскольку надо еще и какие-то постоянные затраты отбивать — будет сокращаться.
Все сервисы, которые предлагали автомобили по цене ниже, чем за проезженный бензин, и вообще выходные цены ниже входных, — сейчас с этим закончат. Во многих местах это уже прекратилось и, думаю, в большинстве остальных прекратится достаточно скоро. Все бодрые экосистемы, которые раскидывались деньгами, уже перестают это делать — и чем дальше, тем в большей степени.

Хотелось бы узнать про вашу логистику: как устроена логистическая система в Apteka.ru?

Логистическая система в Apteka.ru устроена очень просто. Вообще говоря, «Катрен» является логистическим дистрибьютором и всю жизнь занимался тем, что доставлял товары со складов в аптеки. Де-факто этот рынок еще задолго до всякого e-commerce, еще в 90-х сложился так, что, как правило, своего склада не имеет и работает с прилавка. То, что сегодня закончилось, вечером заказывают и утром пополняют. Заказы очень мелкие и доставка практически ежедневная, соответственно, у нас почти в каждую аптеку идет машина с оптовым дистрибьюторским заказом. Вот, в принципе, и всё. Когда мы начали заниматься онлайн-продажами и Apteka.ru, менять ничего не пришлось, просто к этим заказам добавились еще и заказы от интернет-магазина.

Наверняка у вас существуют особые условия хранения и перевозки?

Условия нужны: имеются требования стандарта GDP (Good Distribution Practice, Надлежащая дистрибьюторская практика), которые описывают, как нужно хранить и перевозить фармацевтические товары. Естественно, у нас есть отдельные фармацевтические лицензии на склады. Лекарства нельзя класть на любой склад — к ним имеются требования по температуре и температурным зонам хранения, влажности, пыльности и так далее. Всё это касается и перевозки — машины тоже должны соблюдать температурный режим. Термолабильные препараты нужно возить либо в термоконтейнерах, либо в машине, которая как-то умеет поддерживать температуру. Всё это имеет место быть, мы всегда соблюдали эти требования и продолжаем соблюдать сейчас.

Спасибо, интересно. Еще хотелось бы понять, что вы делаете своими силами, а на что привлекаете подрядчиков?

Вообще, практически весь транспорт у нас — это подрядчики, всевозможный наемный транспорт: где-то фирмы покрупнее, где-то частные перевозчики, где-то водители со своим автомобилем. Мы, исходя из вышесказанного, заявляем требования к машине, проверяем, что машина этим требованиям соответствует, они приезжают к нам на склад, забирают товар и везут в аптеки по маршрутам, которые мы формируем.
Сложилось так давно — это как минимум проще в управлении. Содержать свой автопарк из сотен машин по десяткам филиалов — отдельное нескучное развлечение, заниматься которым мы не хотим, гораздо проще использовать наемный транспорт. У нас есть некоторые филиалы, которые пытаются содержать свой автопарк, но результативность деятельности у них ничуть не выше, чем у тех, кто использует наемный транспорт.

Тем более сейчас, насколько я знаю, проблемы со стоимостью автомобилей, с транспортом.

Эти проблемы всё равно заложены в стоимость услуг автоперевозчиков, просто тут вопрос в том, решаем мы эти проблемы сами или их решают перевозчики.

Расскажите, пожалуйста, сколько сотрудников у вас занято в логистическом штате и чем они занимаются?

Если учитывать персонал складов, то это большая часть персонала «Катрен» — около трех тысяч человек, потому что, в общем, то, что мы физически делаем — это непосредственно перемещение товара. Есть определенное количество сотрудников управления, сбыта, но основная часть все-таки занимается сортировкой, перемещением, в общем, складской деятельностью.

Как у вас устроена доставка в регионах?

Что в Московском регионе, что в любом другом у нас доставка устроена совершенно одинаково: приезжает машина, забирает товар и везет по аптекам. В общем-то, ничем одни регионы от других не отличаются.

У вас, должно быть, довольно широкая сеть складов по всей стране в разных регионах?

Да, мы покрываем всю страну полностью.

Здорово! Еще хотелось бы узнать про аналитику: какие метрики в оценке логистических процессов для вас важнее всего?

Метрики очень простые: своевременность и стоимость доставки. Стоимость — это, естественно, какие мы несем затраты при доставке на одну точку, на один заказ и так далее.

Какие технологии вы используете в логистике?

У нас своя система автоматизации, а какие-то дополнительные сервисы, которые можно расширять, мы вполне можем использовать внешние.
В филиалах работают диспетчеры для водителей. Маршруты довольно стабильные, потому что аптеки одни и те же, и ездим мы по ним регулярно. Загрузка машин, как правило, определяется тем, сколько в этот день набрали, потому что просто так взять и не привезти мы не можем — машина поедет независимо от загрузки. Поскольку рынок достаточно статичный, мы хорошо знаем, сколько ежедневно будет продаж, сколько машина повезет товара и вопросы по оптимизации, которые перед нами встают.

Описание проекта и интервью со следующими героями «Разговоров о логистике» читайте на странице исследования.