Маркетинговое исследование Фулфилмент для электронной торговли 2021

Скачать исследование:

Data Insight при поддержке партнёров Арвато, ExpressRMS, Кактус, ЛТ Менеджмент, Почта РФ выпускает очередное исследование рынка фулфилмента. Его основные задачи — предоставить оценку российского рынка фулфилмента, зафиксировать актуальные тренды, описать состояние рынка и проанализировать услуги, которые на нём представлены. Мы рассчитываем, что оно будет полезно как интернет-магазинам и селлерам при выборе партнёров, так и специалистам рынка.

Суть и состояние фулфилмента

Фулфилмент — это все процедуры и операции, от оформления клиентом заказа до его получения. В комплекс входят прием и обработка заказов, комплектация и упаковка, доставка и получение оплаты, а также работа с возвратами. Кроме того, продавец (интернет-магазин) передает фулфилмент-центру также складское хранение товаров. Следовательно, при желании продавать продукцию через интернет компаниям не нужно вводить в структуру новые подразделения и расширять штат — все это можно передать на аутсорс, обеспечивая покупателям качество и товаров, и сервиса.

Востребованность подобных услуг выросла в период пандемии, когда число посетителей традиционных офлайн-магазинов резко уменьшилось — часть торговых точек была вынуждена закрыться. За это время люди оценили удобство онлайн-покупок, а компании смогли делегировать доставку и другие операции маркетплейсам, логистическим и иным организациям, выступающим в роли фулфилмент-операторов.

Статистика по складам

Больше всего складов логистических компаний действует в Московской области — это оправдано, учитывая специфику транспортной системы России. Однако по мере развития инфраструктуры, строительства новых дорог и открытия маршрутов строятся комплексы фулфилмент-операторов и в других регионах — например, уже в число лидеров входят Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар, Казань и др., хотя пока и отстают от столицы.

Поиск подходящих складов часто проблематичен — площадь каждого из них должна быть не менее 100 тысяч квадратных метров, уже построенных объектов с такими характеристиками не так много, а строительство новых требует серьезных вложений и времени. Учитывая прогнозы по востребованности фулфилмента, большинство логистических компаний приходят к выводу о необходимости расширять свои складские площади. Однако для успеха бизнеса необходимо учесть совокупность факторов — от стоимости стройматериалов, металлоконструкций и другого сырья до оценки предстоящих постоянных платежей — заработной платы сотрудникам, стоимости содержания имущества и т. д.

Сопутствующее программное обеспечение

Чтобы обеспечить бесперебойную работу, компании совершенствуют программное обеспечение — это касается и сервиса заказов, с которым имеют дело клиенты и покупатели, и систем автоматизации бизнеса для ведения учета, анализа движения по товарным группам и отдельным позициям, прогнозирования дальнейших продаж и т. д.

Использование разных каналов продвижения и анализ их результативности, предложение дополнительных услуг, включая общение с клиентами, финансовые вопросы, отслеживание движения заказов и т. д. — все это делает фулфилмент выгодным как для продавцов, так и для покупателей. И хотя маркетплейсы, вошедшие в число лидеров на этом рынке, сохраняют популярность, названные моменты помогут обеспечить услуги фулфилмента на должном уровне и повысить интернет-продажи.

Основные выводы

  • Согласно прогнозу Data Insight, в 2021 году объём российского рынка фулфилмента составит 41,8 млрд рублей и 186 млн отправлений.Совокупный среднегодовой темп роста CAGR с 2018 года составил 66%. С помощью фулфилмента был доставлен примерно каждый седьмой заказ.
  • Более 65% российского рынка фулфилмента составляют заказы, проданные на маркетплейсах и обработанные по модели FBS. Среди операторов фулфилмента не менее 60% приходится на пять крупнейших компаний: Арвато, Бета ПРО, eSolutions, Маршрут, СДТ. В 2021 году лидеры росли существенно медленнее меньших по размеру операторов, некоторые из которых увеличили объёмы в несколько раз.
  • Медианный рост количества клиентов у 29 крупнейших фулфилмент-операторов составил 30%, а количества обработанных заказов — 37%. Некоторые компании выросли по количеству клиентов и заказов в несколько раз.
  • Значительная доля фулфилмента приходится на маленькие неизвестные компании, работающие преимущественно с маркетплейсами и зачастую находящиеся в серой зоне. Именно эти игроки обеспечивают потенциальную возможность быстрого роста рынка.

Задать вопрос про исследование

Если у вас есть вопросы или нужны дополнительные комментарии, напишите ваши вопросы по почте: coordinator@datainsight.ru или заполнив форму ниже

Еще материалы

Клиенты о нас

Новые исследования